История Великой Отечественной войны распорядилась так, что две важные даты стоят в календаре почти рядом, хотя их разделяет год. 18 января 1943 года советские войска прорвали блокаду Ленинграда, а 27 января 1944 года полностью освободили от неё город.
10 килограммов на метр
Одно из мест, где шли самые долгие и тяжёлые бои Второй мировой — Невский пятачок. С этого плацдарма на правом, оккупированном берегу Невы рядом с Кировском наши войска четырежды пытались прорвать блокаду Ленинграда, и 18 января 1943 года им это удалось. Даже сейчас, спустя 75 лет, под сугробами угадываются очертания траншей, окопов, блиндажей. А летом, стоит чуть отойти от облагороженной и расчищенной территории мемориала, тут же под ногами заскрипят гильзы, ошмётки противогазных коробок, какие-то обломки, осколки. Найти хвост от мины, обрезки колючей проволоки или кусок штыка — это запросто. Чёрные копатели ищут здесь монеты, ордена, медали, если повезёт — то и пригодное к стрельбе оружие. Их гоняет полиция, но следы раскопок появляются то там, то тут. Даже под памятником «Рубежный камень» роют.
В отличие от них поисковики ищут останки солдат — находят и с почестями хоронят. Историки считают, что на Невском пятачке погибло не менее 60 тысяч красноармейцев. Около 13 тысяч похоронены здесь же, ещё 35 тысяч — на противоположном, «нашем» берегу Невы, где стояли госпитали. То есть не похороненных бойцов в земле пятачка и сейчас лежит около 15 тысяч.
«Земля до сих пор выталкивает металл и кости, — рассказал директор музея «Прорыв блокады Ленинграда» Денис Пылёв. — По немецким отчётам, здесь фашисты ежедневно расходовали восемь тысяч ручных гранат, 3500 снарядов для 105-миллиметровых гаубиц, 600 снарядов для 150-миллиметровых орудий. В 60-е годы красные следопыты вскрыли один квадратный метр Невского пятачка и вынули 10 килограммов металла. На том поле до сих пор ничего не растёт, там сплошное железо и фосфор. Только недавно появился хоть какой-то подлесок».
Стоп-кадр
Прорыв блокады — операция «Искра» — началась 13 января 1943 года и длилась шесть дней. Правда, главный удар наших войск шёл не с Невского пятачка, а в восьми километрах севернее, возле деревни Марьино — там красноармейцам удалось форсировать Неву по льду под огнём противника.
«Но пятачок сыграл свою важную роль, — объяснил Денис Пылёв. — Фашисты в первые дни операции думали, что удар будет оттуда, и стянули к нему до 70 процентов своих сил. А когда они разобрались, было уже поздно».
Сейчас на месте деревни — музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Перед входом стоят танки, по которым с удовольствием, даже в мороз, лазает ребятня. Эти машины поисковики подняли со дна Невы и из окрестных болот. Рядом растёт 150-летняя липа, свидетельница боёв. Она инвалид: её крона снесена снарядом.
«Здесь показан подвиг простого солдата, который не получил ни звезды Героя, ни ордена Славы, — сказал Денис Пылёв. — Кто-то погиб в этот день, кто-то позже. Кто-то дошёл до Берлина».
Панорама — это, по сути, стоп-кадр сражения. Посетители идут по траншеям, заваленным оружием и амуницией, и смотрят, что происходит вокруг, причём глазами поисковиков: по позам найденных тел, по положению предметов поисковики понимали, что происходило в каждой точке боя — и воссоздали это в зале. Некоторые фигуры даже имеют имена. Например, солдат Ибрагимов за тот бой получил орден Красной Звезды — по нему его и опознали, когда он погиб. А рядовому Владимиру Девяткину спас жизнь маленький рост: начался артобстрел, и измученная санитарка успевала вытащить из-под огня только одного раненого — и выбрала его, самого лёгкого.
Многие предметы в зале настоящие, найденные поисковиками, но они убраны на дальний план, чтобы посетители до них руками не дотянулись. А то, что поближе — это реплики, их можно трогать, крутить.
Ближе к правде
Но главное впечатление производит не вид боя, а его грохот — канонада, взрывы. Оглушительно так, что хочется пригнуться и спрятаться.
«Это ближе к правде, — сравнила со всем виденным прежде ветеран Тамара Овсянникова. — Пусть молодёжь посмотрит, как нам давалась победа. Нам-то это и так знакомо, но всё равно впечатляет. Ведь когда был артобстрел, то, даже сидя в землянке, невозможно было разговаривать — ничего не было слышно».
Тамаре Родионовне в январе 43-го было 17 лет. Она служила связисткой в 288-й дивизии. Сейчас она — главный консультант поисковиков: ветеран до сих пор помнит, где какая часть воевала — ведь к ним ко всем она тянула телефонные провода. Помнит, и какой полк где полёг.
«Было очень страшно, особенно когда мы бежали по льду через Неву, а вокруг летели снаряды, — призналась Овсянникова. — Это неправда, когда говорят, что не страшно. Меня колотило от дрожи, так было страшно».
До 120 тысяч человек составили потери на Невском Пяточке. Первый Невский пятачок (20 сентября 1941 года — 27 апреля 1942 года): 65-85 тысяч человек. Второй Невский пятачок (26 сентября 1942 года — 17 февраля 1943 года): 25-35 тысяч человек.
Путь на Берлин
Сейчас модно спрашивать: стоило ли удерживать Невский пятачок такой ценой? Он всего-то пару километров в длину и метров 700 в глубину — зависел ли от такой малости исход Ленинградской битвы?
«Зависел, и не только битвы, а, возможно, и всей войны», — уверен Денис Пылёв.
Гитлер планировал быстро взять Ленинград, а потом перебросить войска на московское направление. Но город не сдавался, а по всей линии фронта постоянно шли кровопролитные бои. Поэтому армии остались здесь и на Москву не пошли. Даже больше: осенью 1942 года сюда перебросили 11-ю армию Манштейна, но и она не смогла одолеть ленинградцев. Возможно, это было одной из причин, почему немцам не хватило сил взять нашу столицу.
С Невского пятачка начинались четыре из пяти попыток прорыва блокады, последняя — успешная. В январе 1943 года 45-я гвардейская дивизия получила приказ отвлечь на себя как можно больше сил противника, благодаря чему основной удар удалось нанести севернее.
Но на этом наши войска не остановились, а двинулись вперёд — на Выборг, выведя из войны Финляндию, на Нарву и дальше к Варшаве и Берлину.
Автор: Александр Горелик. Парламентская газета.
Фото: портал «Культура.РФ».
Исторические события: