12 сентября 1943 года старший лейтенант Выборнов приземлился на территории противника и вывез на своем истребителе Як-7Б сбитого товарища. «В годы войны было много примеров, когда вывозились сбитые летчики буквально из-под носа у врага. Это считалось у нас делом чести» (Выборнов).
...однажды полк получил задание блокировать аэродром в районе Белгорода, с которого немцы совершали налёты на наши войска. Командир полка отчётливо понимал сложность этого задания. Дело в том, что немцы сосредоточили на подступах к аэродрому большое количество зенитных средств, кроме того, над аэродромом постоянно барражировали истребители противника. Однако приказ есть приказ. Посоветовавшись со своими заместителями, майор В. Василяка распорядился выделить для штурмового удара по аэродрому наиболее подготовленных лётчиков. Ударную группу было приказано возглавить младшему лейтенанту Выборнову, а группы прикрытия - Николаю Худякову и Михаилу Сачкову.
Погода была плохая, шёл дождь. С запада надвигались тёмные шапки облаков. Однако это не оказалось помехой для бывалых воздушных бойцов. Тщательно изучив задание, авиаторы повели свои "Яки" на заданную цель. Прикрываясь облаками, наши лётчики внезапно появились над фашистским аэродромом. Вражеские зенитки ударили лишь тогда, когда "Яки" звена Выборнова уже выходили из первой атаки. Над аэродромом поднялись столбы огня и дыма. Удачной оказалась и вторая атака. На опушке леса вспыхивали огромные костры. Горели вражеские машины.
Выполнив задание, лётчики взяли курс домой. Но не успели они отойти от цели, как снаряд немецкой зенитки угодил в самолёт лейтенанта Александра Тверякова. Оценив обстановку, командир звена Выборнов сразу же понял, что Тверяков не дотянет до своего аэродрома, и приказал ему садиться, хотя под ними была территория, занятая врагом. Пока лётчик искал выход из создавшегося положения, его краснозвёздный "Як" терял скорость, а с ней и высоту. Машина явно не подчинялась пилоту... А когда самолёт Тверякова запрыгал на бороздах перепаханного поля, Выборнов, не раздумывая, пошёл за ним на посадку и сел рядом с машиной Александра Тверякова. В считанные минуты Выборнов вытащил его из подбитого самолёта и на секунду остановился: куда же посадить товарища, ведь Як-9 одноместный ?
Решение было найдено: он выбросил из технического отсека своего самолёта все инструменты, заглушки и буквально втиснул туда раненого друга. Только ноги вошли не полностью, от колена торчали из отсека. В таком положении Выборнов стал разгонять самолёт по пашне. Взлётной скорости для отрыва от земли не хватает. К самолёту бегут немцы. Впереди близко граница леса: "Неужели всё ?" - подумал Александр. Но тут самолёт подбросило на очередной кочке, и он немножко задержался в воздухе. Выборнов проявил всё своё мастерство, весь накопленный опыт, удержал и выровнял машину в воздухе и взлетел. Так и прилетел к своим с товарищем в техотсеке и его торчащими наружу ногами...
Подвиг младшего лейтенанта Выборнова был высоко отмечен командованием 2-й Воздушной армии. Вскоре на груди молодого авиатора засиял ещё один боевой орден. А в армейской газете "Крылья победы" появилась заметка, в которой подробно рассказывалось о геройском поступке Александра Выборнова. Статья заканчивалась так: "Этот случай показывает, насколько высоко развито у отважного лётчика чувство товарищества, взаимовыручки в бою... Молодёжь гордится своим вожаком и примерным лётчиком".
Александр Иванович родился 17 сентября 1921 года в городе Кашира Московской области. В 1941 году окончил Чугуевское военное авиационное училище. В июне 1942 года был откомандирован в действующую армию на Калининский фронт в должности старшего лётчика 728-го истребительного авиационного полка.
Проходил службу на Калининском, Воронежском и 1-м Украинском фронтах, участвовал в боях под Курском. Участник сражения за Днепр, за освобождение Киева, участвовал в освобождении Польши, Чехословакии, в битве за Берлин.
В 1944 году на средства, собранные жителями города Каширы, был построен и передан Александру Выборнову самолёт Як-9 с надписью на борту "А. И. Выборнову от каширских школьников". На этом самолёте лётчик участвовал в нескольких сражениях.
К 1 апреля 1945 года командир эскадрильи 728-го ИАП старший лейтенант Александр Иванович Выборонов совершил 190 успешных боевых вылетов, в том числе на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков - 148, на прикрытие боевых порядков наземных войск - 41, на разведку войск противника - 1 вылет. Проведя 42 воздушных боя, лично сбил 20 самолётов противника.
27 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1953 году окончил Военную Академию ВВС имени Ю.А. Гагарина, в 1962 году - Военную академию Генерального штаба. В 1967 году во время Арабо-Израильской войны совершил около 15 боевых вылетов. В 1968 - 1980 годах служил в инспекции Министерства Обороны СССР. Занимал должности заместителя командующего авиации ПВО страны, начальника боевой подготовки войск ПВО страны, генерал-инспектора Министерства обороны СССР.
В 1982 году по состоянию здоровья и выслуге лет уволился из рядов Советской армии в звании генерал-лейтенанта авиации. Имеет звание "Заслуженный военный лётчик СССР". В 1982 - 1983 годах работал проректором Московского физико-технического института, а с марта 1983 года работал в МХТИ имени Д. И. Менделеева в должности начальника отдела кадров.
В январе 1998 года был избран действительным членом и почётным академиком Российской академии диалектико-системных исследований и разработок. Затем - помощником ректора РХТУ имени Д. И. Менделеева. Автор книги воспоминаний о войне - "Лётчик всегда в боевой готовности".
Скончался Александр Иванович 31 октября 2015 года. Похоронен в городе Кашира Московской области на Аладьинском кладбище.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (пять), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (трижды), Красной Звезды (дважды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени"; медалями: "За боевые заслуги", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов"; рядом иностранных орденов и медалей. Всего имеет 17 орденов и 45 медалей. Является Почётным гражданином городов Кашира (Московская область) и Зелено-Гура (Польша).
Изображения из открытых источников.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: