Иосиф Кобзон спел главные песни в телефильме «Семнадцать мгновений весны» и еще около трех тысяч патриотических и лирических композиций. Его сдержанная манера исполнения и сильный баритон подкупали зрителей. Он всегда пел вживую, а последний сольный концерт провел в 75 лет. Кобзон выступал во многих горячих точках, а во время теракта в театре на Дубровке в 2002 году вел переговоры и спас несколько заложников.
Первые песни Кобзона
Иосиф Кобзон родился 11 сентября 1937 года в городе Часов Яр недалеко от Донецка. Через два года семья переехала во Львов, на место новой работы отца — Давида Кобзона, а с началом Великой Отечественной войны они перебрались в Узбекистан.
Иосиф Кобзон:
«Я четко помню военное детство. Я помню, как мы жили в узбекской семье, в ее глиняном домике, где даже полы были глиняные. Мы все жили в одной комнате. Наши семьи разделяла только занавеска. Когда устраивались на ночлег, выкладывались тюфяки, и все ложились, что называется, штабелями. Так жили с 41-гo по 44-й».
Из эвакуации семья вернулась в 1944 году — сначала в Славянск, затем переехала Краматорск, позже — в Днепропетровск. Отец ушел из семьи, а Иосифа и его двух братьев воспитывал отчим Моисей Раппопорт. «Язык не поворачивается назвать этого человека «отчим». Я с гордостью звал его Батя. Мы все до конца дней безумно любили его», — вспоминал Кобзон.
Вокальному мастерству Иосиф Кобзон научился от мамы, Иды Шойхет. По вечерам они обычно пели русские романсы и украинские национальные песни. Из любимых — композиция «Дивлюсь я на небо та й думку гадаю» на слова Михаила Петренко.
На сцену Кобзон впервые вышел в девять лет. На школьном конкурсе он исполнил произведение Матвея Блантера «Летят перелетные птицы». Ему вручили грамоту, которую он сохранил, а позже, когда стал знаменитым певцом, показал Блантеру. «…Старый композитор расплакался», — вспоминал Кобзон. С этой же песней он победил и во всеукраинском конкурсе. Вместе с дарованиями из других республик Кобзон отправился в Москву и выступил на концерте, где главным зрителем был Иосиф Сталин.
После школы Иосиф Кобзон поступил в Днепропетровский горный техникум. Здесь он пел дуэтом с Борисом Баршахом, успешным спортсменом. Кобзон и сам серьезно увлекся спортом: играл в футбол, стал чемпионом Украины по боксу среди юношей. Однако после первого нокаута будущий певец ушел с ринга навсегда.
В 1956 году Кобзона призвали в армию, где он благодаря физическим данным часто представлял дивизию на разных смотрах. На одном из таких построений его заметил художественный руководитель Ансамбля песни и пляски Закавказского военного округа Петр Мордасов и забрал к себе в коллектив. Тогда Кобзон и решил стать исполнителем.
Его выбор не одобрили в семье, и только отчим поддержал: «Ты уже взрослый и поступай, как считаешь нужным».
Начало профессионального творческого пути
В 1959 году Кобзон поступил на вокальный факультет Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Студентам творческих вузов полагались бесплатные билеты на концерты звезд оперы и эстрады, и Кобзон старался не пропускать ни одного выступления. Он вспоминал: «Все выдающиеся музыканты страны и мира (такие, как Марио Дель Моно) заочно становились моими учителями. Я жадно вбирал в себя их лучшие уроки. Для этого подходило все: и амфитеатр, и балкон, и даже место за сценой…»
Чтобы заработать денег, будущий артист устроился в цирк на Цветном бульваре — петь в перерывах между номерами. Исполнял Кобзон песни «Мы — артисты цирковые», «Куба — любовь моя» и другие. В неделю он выступал больше девяти раз. Вскоре его стали приглашать на настоящие концерты в Доме композиторов и в Колонном зале Дома Союзов, а затем и в домах культуры в других городах. Гастроли отнимали много времени, учебу пришлось бросить. С 1959 года Кобзон стал солистом Всесоюзного радио, через два года — солистом Госконцерта и Москонцерта.
В 1960-х годах Кобзон завоевал несколько престижных музыкальных наград — одержал победу на Всероссийском конкурсе артистов эстрады, Международном фестивале эстрадной песни в польской Сопоте, Музыкальном фестивале «Золотой Орфей» в Болгарии. Жюри высоко оценивало его голос — сильный лирико-драматический баритон и артистическую, но при этом сдержанную манеру исполнения.
В 1965 году Кобзон женился на артистке Веронике Кругловой. В то время она солировала в ленинградском «Мюзик-холле». Брак не продлился долго — через год они расстались. В 1967 году певец снова женился — на актрисе Людмиле Гурченко. Однако звездный брак тоже распался: из-за плотного гастрольного графика артисты почти не виделись.
В 1971 году в жизни певца появилась Нелли. Она также закончила театральное училище, но ради мужа отказалась от карьеры актрисы. Нелли Кобзон стала костюмером певца, а затем — конферансье, и всегда сопровождала его в концертных турне. В 1974 году у пары родился сын Андрей, а через два года — дочь Наталья. Супруги прожили вместе 47 лет.
Сольная карьера и репертуар певца
С начала 1970-х годов Кобзон начал выступать сольно. Слушать песни Кобзона приходили десятки тысяч человек, он собирал целые стадионы.
В его репертуар вошли самые разные песни: о войне, о трудовой славе; лирические о дружбе и любви; на русском, украинском и еврейском языках — всего около 3000 произведений. Певец исполнял не только эстрадные композиции, но и романсы, оперные арии и фрагменты из оперетт.
Кобзон записал две песни для культового телефильма «Семнадцать мгновений весны» — «Мгновения» и «Песню о далекой родине». Исполнить их в фильме хотел Муслим Магомаев и даже предварительно записал их, но режиссер Татьяна Лиознова посчитала, что баритон Кобзона будет звучать гармоничнее.
Микаэл Таривердиев, композитор:
«Он приезжал ко мне каждый день в течение месяца к десяти утра, и я с ним занимался, делал песни. Спел он их блестяще. И в отличие от многих других, с кем мне приходилось работать над голосом, над интерпретацией, Иосиф не забыл уроков. Он не только в течение многих лет исполнял эти песни на том же замечательном уровне, на каком они были записаны, но и тот Кобзон, манеру которого знают миллионы людей, во многом проявился тогда, на этой работе. Он настоящий профессионал».
Благодаря Иосифу Кобзону с крупнейших сцен страны зазвучали бардовские песни — «Песенка об Арбате» Булата Окуджавы, «Он не вернулся из боя» Владимира Высоцкого, «Господа офицеры» Александра Дольского и многие другие. В 1980-х годах певец записал композиции, которые были популярны в начале XX века, — из репертуара Клавдии Шульженко, Вадима Козина, Изабеллы Юрьевой и других исполнителей.
Кобзон выделялся среди других артистов эстрады своей «статуарностью»: на сцене он двигался сдержанно, но выразительно играл голосом и мимикой.
С гастролями Кобзон объехал многие страны. В те годы многие советские исполнители за рубежом старались исполнять песни на иностранном языке, джаз или рок-н-ролл. А в концертных программах Кобзона звучали произведения о России, о войне, народные композиции. «Я четко уяснил себе, что артист моего эстрадного жанра нужен за рубежом только затем, чтобы показать лучшие образцы своей национальной музыкальной культуры», — вспоминал певец. Выступал он и в неспокойных местах планеты: перед советскими воинами в Афганистане, на Ближнем Востоке, а после аварии на Чернобыльской АЭС приезжал в район катастрофы и пел для ликвидаторов.
В 1984 году Иосиф Кобзон возглавил вокально-эстрадное отделение Гнесинки. Среди его учеников — десятки звезд эстрады, в том числе джазовая певица Ирина Отиева и исполнительница Алла Перфилова, известная под псевдонимом Валерия.
Кобзон ездил в гастрольные туры и в 1990-е годы, а 11 сентября 1997 года к своему 60-летию дал многочасовой концерт в Государственном концертном зале «Россия». Последний сольный концерт певец провел в 2012 году, в 75 лет, но с отдельными номерами до конца жизни принимал участие в крупных гала-концертах страны. В отличие от молодых звезд он не пел под фонограмму и даже в почти 80 лет исполнял композиции вживую.
Иосиф Кобзон:
«Я всегда пел народу. <…> Я не чувствую никакой разницы, что пел при Хрущеве, при Брежневе или пою при Путине. Никакой разницы по одной простой причине: я пою не вождям, а народу».
Кобзон вне сцены
Иосиф Кобзон с 1997 года был депутатом Государственной думы, возглавлял, а затем был первым заместителем руководителя парламентского Комитета по культуре.
В 2002 году, когда захватили заложников в театре на Дубровке, Кобзон вел переговоры и вместе с депутатом Ириной Хакамадой зашел внутрь здания и убедил террористов отпустить женщину и троих детей. Кобзон возил гуманитарную помощь в зону конфликта на Украине — в его родной Донбасс, а в России всегда помогал ветеранам, сиротам, молодым артистам.
Алла Пугачева, из книги «Как перед богом» Иосифа Кобзона и Николая Добрюхи:
«Он был… единственным певцом, к которому можно всегда обратиться за помощью. Он очень многим помог. Он чувствовал себя хозяином, в хорошем смысле барином. Барин советской эстрады… К барину ходили все. Недавно вдруг позвонил мне известный артист — ему надо было в чем-то помочь. Я говорю: «Ну почему вы мне-то звоните?» А он отвечает: «Но Кобзона-то нет в Москве». Мне было почетно помочь этому человеку, потому что я вроде как заместителем Кобзона побывала…»
Артиста не стало 30 августа 2018 года. Его с воинскими почестями и по еврейским традициям похоронили в иудейской части Востряковского кладбища Москвы.
Изображение из открытых источников.
Участники событий и другие указанные лица: