Соотечественники и турецкие учащиеся с большим интересом посещают «Посиделки у самовара», проводимые в Русском центре, на которых они знакомятся с творчеством великих русских деятелей культуры и искусства. Об этом сообщает портал «Русский мир».
5 августа исполнилось 180 лет со дня рождения русского живописца Ильи Ефимовича Репина. В Русском центре и онлайн состоялась беседа о творческом пути выдающегося художника. Присутствующим для показа были предоставлены репродукции самых известных его картин .
Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур реалистической школы. Его творчество отмечено необычайной плодовитостью. Наследие автора составляет более 1000 картин, а некоторые исследователи насчитывают больше 3000. Им написаны картины на бытовые, религиозные и исторические темы и множество портретов современников. Творческий потенциал художника был безграничен: работая над одной картиной, он начинал вторую и третью, чтобы запечатлеть идею. Он любил говорить, что вдохновение - это существенная награда за каторжный труд.
Илья Репин родился 5 августа 1844 года в городе Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца, который занимался торговлей лошадьми. Будущий художник начал свой творческий путь с вырезания лошадок из бумаги, также его привлекала роспись на пасхальных яйцах, которую он наблюдал ежегодно и помогал расписывать яйца. Толчком к увлечению рисованием было появление коробочки красок и кисточки, которые подарил ему двоюродный брат. «Трофим оставил мне свои краски, и с этих пор я так впился в красочки, прильнув к столу, что меня едва отрывали для обеда и срамили, что я совсем сделался мокрый, как мышь, от усердия и одурел со своими красочками за эти дни», - писал о себе художник.
В 15 лет Илья пошёл в обучение к местному иконописцу. За год с небольшим юный Репин превзошёл в мастерстве своего учителя и получил свои первые заказы. У Репина созрело твёрдое решение ехать в Петербург и поступать в академию. С первой попытки ему не удалось поступить, но целеустремлённый юноша не собирался отказываться от своей мечты. Тогда, по совету архитектора Петрова, у которого он снимал крохотную комнату, будущий художник, перейдя на режим жёсткой экономии, устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Повторное посещение академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. Эту сумму внёс покровитель - руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Репин обратился за помощью.
Академию молодой живописец закончил в 1871 году уже состоявшимся во всех отношениях художником. Дипломной его работой, за которую он получил золотую медаль, стала картина, названная художником «Воскрешением дочери Иаира». Эта работа была признана самой лучшей за все время, что существовала Академия искусств.
Ещё будучи юношей, Репин начал уделять внимание портретам, написал в 1869 году портрет молодой В. А. Шевцовой, которая спустя три года стала его женой. Но широко известным великий художник стал в 1871 году, после написания группового портрета «Славянские композиторы». Среди 22 изображённых на картине фигур - композиторы из России, Польши и Чехии.
В 1873 году во время путешествия в Париж художник познакомился с французским импрессионизмом, от которого не пришёл в восторг. Через три года, вернувшись в Россию, он сразу же отправляется в родной Чугуев, а осенью 1877 года уже становится жителем Москвы. В это время он познакомился с семьёй Мамонтовых, проводя время, общаясь с другими молодыми дарованиями в их мастерской. Тогда и началась работа над известной картиной «Запорожцы», завершившаяся в 1891 году. Работ, которые на сегодняшний день достаточно известны, было написано ещё немало, среди них и многочисленные портреты выдающихся личностей: химика Менделеева, М.И. Глинки, дочери своего знакомого Третьякова А.П. Боткиной и многих других. Имеется множество работ и с изображением Л.Н. Толстого. 1887 год стал для И.Е. Репина переломным. Он развёлся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества передвижных художественных выставок, к тому же значительно ухудшилось здоровье художника.
С 1894 года по 1907 он занимает должность руководителя мастерской в Художественной академии. В течение 13 лет он учил молодёжь искусству живописи. А в 1901 году получает большой заказ от правительства. Посещая заседания Государственного совета, спустя всего пару лет он представляет масштабное полотно «Государственный совет». Эта работа, имеющая общую площадь 35 квадратных метров, стала последней из больших произведений художника.
Женился Репин второй раз в 1899 году, выбрав спутницей Н. Б. Нордман-Северову, с которой они переехали в местечко Куоккала и прожили там три десятка лет. В 1918 году из-за войны с белофиннами он потерял возможность посещать Россию, но в 1926 году получает правительственное приглашение, от которого отказался по состоянию здоровья. В сентябре 1930 года, 29 числа, Ильи Ефимовича Репина не стало.
Репин прожил долгую жизнь, и каждая минута была отдана творчеству. К старости он так перетрудил свою руку, что она начала сохнуть, тогда Репин научился держать кисть в левой руке: жить и не писать он не мог. Репин многогранен в своём творчестве. Его произведения входят в золотой фонд художественного классического наследия. Наиболее значительные произведения хранятся в Третьяковской галерее в Москве («Иван Грозный и его сын Иван», «Не ждали», «Царевна Софья Алексеевна» и др.) и в Русском музее в Петербурге («Запорожцы», «Бурлаки на Волге», «Садко», «Торжественное заседание Государственного совета» и др.).
Фото: портал «Русский мир».
Участники событий и другие указанные лица: