В своём творчестве Александр Соколов постоянно обращается к теме игры. Выставка в галерее Луч посвящена феномену Anarchy Chess и представляет новую серию картин и объектов, созданных за время длительного путешествия автора по странам Азии.
Anarchy Chess — это одна из множества вариаций шахматных правил, которая появилась почти в шутку. Однажды пользователь reedit с ником Scurlocc предложил провести игру по следующим правилам: каждый ход выбирается по самому популярному комментарию, один ход в сутки. Правила классических шахмат при этом соблюдать не обязательно, поэтому участники стараются предложить максимально абсурдные ходы. Его предложение было тепло встречено сообществом, а за новыми правилами закрепилось название Anarchy Chess.
Художник считает, что это явление включает в себя все предыдущие и будущие изменения правил шахмат и требует новой логики мышления, более близкой к буддийскому коану*.
Целью игры становится выход за пределы заранее заданных вариантов и переход от рациональной к более интуитивной точке зрения. Следуя этой идее, художник представляет первый сборник задач по Anarchy Chess, где задачи представлены не в виде книги, а в виде холстов и объектов. Для их решения требуется особый подход.
На выставке представлена скульптура авторского шахматного коня Александра Соколова, являющегося его визитной карточкой со временен первых работ в стрит-арте, кинетический объект - призматрон, играющий со зрителем в прятки, а также восемь живописных работ с дополненной реальностью. (Чтобы увидеть виртуальное сопровождение картин, нужно пройти по куару, воспользоваться приложением с включенным vpn, при этом важно проверить наличие обновления приложения до последней версии).
Открытие выставки состоялось 23 мая, она будет открыта до 30 июня 2024 года в Галереи Луч на Тверской улице.
*Коа́н - загадка или короткая притча, содержащая проблему, не поддающуюся рациональному осмыслению; в дзен-буддизме – один из основных методов тренинга, помогающих достичь просветления. Главная цель коана – преобразование сознания практикующего с целью преодоления рамок дискурсивно-логического мышления, исходящего из дуального восприятия мира, и обретения интуитивного видения реальности, не отделяющего собственное «я» от окружающего «не-я».
О художнике: Александр Соколов исследует игры и их интерфейсы, используя оптику современного искусства. Выпускник Свободных мастерских МMОМА и ИСИ Иосифа Бакштейна. Участник основных программ Вроцлавской биеннале медиаискусства WRO, The wrong biennale nº5 и 1-ой Карельской биеннале. Работы художника экспонировались на выставках в Московском музее современного искусства, Музее Вадима Сидура, ЦСИ Винзавод, ЦТИ Фабрика, Wro Art Center, а также во время различных фестивалей, таких как Ars Electronica Festival, Cheap festival, Intervals, Нур.