Археологи нашли древнейший образец символического искусства неандертальцев – это медвежья кость с насечками возрастом почти 130 тысяч лет теперь считается древнейшим известным образцом человеческого творчества. Об этом сообщает Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» со ссылкой на livescience.
Исследователи установили, что медвежья кость возрастом почти 130 тысяч украшена «намеренными» насечками (в отличие от образуемых при срезании мяса). Она сохранила древнейшее творческое произведение Евразии, созданное неандертальцем. Обломок кости грубо цилиндрической формы длиной около 10,6 сантиметра украшен 17 неравномерно расположенными параллельными насечками. Все они, по данным ученых, нанесены правшой практически одновременно, «за один присест».
Эту кость с нарезками теперь можно считать древнейшим известным образцом символического искусства, оставленного неандертальцами Европы к северу от Карпатских гор. Он дает ученым очередной штрих к сложившимся представлениям о поведении, когнитивных способностях и культуре давно вымерших родственников современных людей, которые обитали в Евразии примерно с 400 тысяч до 40 тысяч лет назад. Считается, что они были частью истреблены, частью ассимилированы сапиенсами, которым уступали в культуре, приспособляемости и плодовитости. Современным европейцам они оставили в наследство в среднем 2% своего генома.
«Это один из редчайших предметов неандертальской культуры символического смысла, – говорит в интервью Live Science профессор археологии Вроцлавского университета Томаш Плонка (Tomasz Płonka). – Его можно считать предметом искусства, поскольку эти надрезы не имеют никакой утилитарной цели. Наше исследование показало, что эта кость вряд ли могла служить каким-либо инструментом или предметом ритуального назначения».
Экспедиция археологов изначально обнаружила эту кость в 1953 году в пещере Дедова Скала на юге Польши, в ней не заметили ничего особенного и отправили в хранилище с этикеткой «ребро медведя». В хрониках указали, что кость нашли в культурном слое эмийской эпохи (130-115 тысяч лет назад), одной из самых теплых в последнем ледниковом периоде. Уже в наши дни группа исследователей под руководством Полонки установила, что на самом деле это кость предплечья (лучевая кость) из левой передней лапы молодого медведя, скорее всего, бурого (Ursus arctos).
Ученые детально изучили кость с помощью 3D-микроскопа и компьютерной томографии (КТ) и создали ее цифровую модель. Благодаря этой модели удалось выяснить, что надрезы «несут ряд характеристик, свидетельствующих о намеренной организации». Так, надрезы оказались «повторяющимися и одинаковыми, устроенными аналогичным образом». Иными словами, они имеют примерно одинаковую глубину, длину и общую форму, при некоторых различиях в отступах и размерах. Важно и то, что они ограничены строго определенной областью, хотя на кости остается немало место для продолжения резьбы. Резчик явно преследовал какую-то цель, поскольку надрезы нанесены систематически, пусть просветы между ними немного варьируют по ширине. Эти совпадения позволяют предположить, что доисторический художник не просто бездумно резал кость, а обладал развитыми когнитивными способностями и вкладывал в изображение какую-то мысль, пишут исследователи в своей статье за 17 апреля в научном издании Journal of Archaeological Science.
Чтобы выяснить способ нанесения надрезов, группа ученых провела эксперименты с нанесением подобных насечек на свежие кости крупного рогатого скота с помощью кремневых изделий эпохи среднего палеолита (наконечников копий, скребков, чопперов и ножей). При этом они использовали семь различных техник нанесения – единичными резами, однократными движениями взад-вперед, многократными энергичными пилящими движениями и прочими способами. Ученым удалось доказать, что насечки не вызваны срезанием мяса с костей и повреждениями от случайных орудий, передвижек и наступаний. Также нельзя считать, что кость обглодали какие-то хищники или над ней поработали грызуны. Подтвердилось, что насечки, скорее всего, нанесены намеренно кремневым ножом почти одновременно, за один присест. По данным исследования, сравнение надрезов с экспериментальными отметинами показало, что почти все они были сделаны единичными быстрыми, повторяющимися движениями ножа к себе («по направлению к оператору»).
«Большинство насечек заканчивается характерным концевым штрихом, напоминающим запятую изгибом вправо, – говорит Томаш Плонка. – Наш экспериментатор, будучи правшой, двигал кремневый инструмент к себе и получал подобные характерные концевые штрихи с изгибом вправо. Таким образом, мы выяснили, что неандерталец, сделавший эти надрезы, также был правшой. Можно предположить, что человек, делавший эти насечки, пытался зафиксировать какой-то числовой счет».
Профессор археологии Пол Петтитт (Paul Pettitt), специалист по европейскому среднему и верхнему палеолиту в Университета Дарема в Великобритании, высоко оценивает результаты исследования. Сам он не принимал участие в исследовании и выступает в качестве независимого рецензента. «Исследование подтвердило давние предположения о том, что надрезы на этой медвежьей кости аккуратно и преднамеренно сделаны неандертальцем-правшой, а не хищником, обглодавшим ее, – говорит профессор в интервью Live Science. – У неандертальцев уже известны находки с подобными параллельными отметками на костях, и многие исследователи видят в них некую культурную символику. Один из наиболее известных и интересных таких предметов – череп неандертальской женщины с 35-ю в целом параллельными насечками. Тот факт, что серии параллельных резов появились у неандертальцев, а не раньше, говорит нам о том, что в них сокрыт определенный смысл. Они были привычны в их культуры и несли свою семантику и функцию, а не были, к примеру, результатом вольных личных действий по типу современного рисования. При этом в наше время чрезвычайно сложны и спорны попытки прочитать конкретную информацию, записанную такими «символическими метками. Тем не менее, кость с насечками из пещеры Дедова Скала, по крайней мере, показывает нам, что неандертальцы использовали визуальные способы записи информации, а это, несомненно, человеческая способность».
Фото: T. Gąsior, Płonka et al.