Первые месяцы войны доказали всем странам-участницам мирового конфликта, что на быстрое завершение его надеяться не приходится. Не добившись успеха в боях 1914 года, противостоящие стороны надеялись провести ряд успешных наступательных кампаний и операций до того, как война перейдёт в фазу затяжных позиционных сражений.
После разгрома австро-венгерских сил в Галиции германскому командованию пришлось перебросить на Восточный фронт часть своих боеспособных корпусов и дивизий. Кроме того, немецкие специалисты занялись разработкой и последующим воплощением в жизнь планов по стабилизации фронта от Восточной Пруссии до Карпат.
Германский генеральный штаб надеялся отвоевать у России польские территории. Одновременно германские и австро-венгерские генералы планировали нанести противнику такой сокрушительный удар, после которого Николай II не смог бы вести дальнейшую полноценную войну.
К началу января 1915 года на Восточном фронте сложилась следующая ситуация. В Восточной Пруссии 8-й германской армии (8 полноценных дивизий) противостояла 10-я российская армия (15 пехотных дивизий). В районе Варшавы против двух германских дивизий действовала Принаревская группа (4 российские дивизии).
Вдоль Вислы (на левом берегу) расположились 1-я, 2-я и 5-я русские армии – всего 33,5 дивизии, на правом берегу дислоцировалась 9-я германская армия (25 дивизий). Всего Северо-Западный фронт от берегов Балтийского моря до Пилицы имел 52,5 дивизии, а противостоящие ему германские силы – только 35.
Левобережная группа Юго-Западного фронта – 4-я и 9-я армии сообща насчитывали 17,5 дивизий. Столько же имели расположенные против них 4-я австро-венгерская армия и армейская группа генерала Р. фон Войрша. От Вислы до границ Румынии российские армии (3-я, 8-я и 11-я Блокадная) располагали 29 дивизиями. Против них действовали 1-я, 2-я и 3-я австро-венгерские армии, а также армейская группа генерала К. фон Пфланцер-Балтина.
В общей сложности Юго-Западный фронт имел 46,5 дивизий, ему противостояли 48 дивизий Австро-Венгрии и Германии. Всего на Восточном фронте Россия сосредоточила 99 полноценных дивизий, а её противники – 83 (42 австро-венгерских и 41 германская). В резерве у Ставки Верховного командования вооруженными силами России находились Гвардейский и 4-й Сибирский корпуса – всего 4,5 дивизии.
Таким образом, на Восточном фронте в начале 1915 года Россия сосредоточила около 1 745 000 солдат и офицеров при 3565 орудиях (не считая резервов и не закончившего курс обучения ополчения). Германские и австро-венгерские силы примерно составляли 1 378 000 человек при 5975 орудиях.
Русские армии имели почти двойной перевес в кавалерии, но в полтора раза уступали неприятелю в артиллерии. Кроме того, запасов снарядов для действующих частей Восточного фронта едва ли могло хватить до середины лета. Учитывая прежние проблемы с транспортом и железнодорожными перевозками, дефицит боеприпасов грозил разразиться гораздо раньше.
Во второй половине января 1915 года по плану генерал-фельдмаршала П. фон Гинденбурга силы Германии и Австро-Венгрии приступили к осуществлению двойного нанесения удара по российским фронтам. Против частей Северо-Западного фронта в районе восточнее Мазурских озёр в наступление перешли 8-я и 10-я германские армии.
Так называемой Южной армии (австро-венгерские и немецкие дивизии под началом германского генерал-полковника А. фон Лизингена) при поддержке 2-й и 7-й австрийских армий предстояло отвоевать Галицию и овладеть Львовым. 3-я австро-венгерская армия получила приказ деблокировать Перемышль.
23-24 января из района Мункачево (Мункач) – Ужгород в наступление перешла Южная армия в направлении Стрый – Львов. На этом участке оборонялись 8-й, 12-й и 24-й армейские корпуса из 8-й армии генерала от кавалерии А. А. Брусилова. 3-я австро-венгерская армия из района Конечна – Балигруд двинула свои части к Перемышлю, блокированному 11-й русской армией.
7-я австро-венгерская армия из района Сигета наступала на центр Буковины – город Черновцы, обороняемый 30-ым российским армейским корпусом. Всего австро-венгерские и германские войска насчитывали 63 дивизии (53,5 пехотных и 9,5 кавалерийских) при 2240 орудиях. Противостоящие им русские силы включали 48,5 дивизий (40 пехотных и 8,5 кавалерийских) при 2980 орудиях.
28 января наступление окончательно выдохлось, германские и австрийские части увязли в глубоких снегах. Воспользовавшись ситуацией, Брусилов перешёл в контрнаступление. К началу февраля корпуса 8-й русской армии овладели частью Карпат на рубеже Конечна – Балигруд.
На Стрыйском направлении ударная группа фон Лизингена была остановлена 7-ым русским армейским корпусом. Только 7-я австро-венгерская армия генерала Пфлянцер-Балтина успешно развивала наступление в Буковине, захватив 17 февраля Черновцы (в плену оказались почти 30 000 российских военнослужащих).
Главнокомандующий Юго-Западным фронтом – генерал от артиллерии Н.И. Иванов срочно ввёл в сражение 9-ю армию генерала от инфантерии П.А. Лечицкого (8 пехотных и 5 кавалерийских дивизий). Ей предстояло остановить австро-венгерские силы, не дав им форсировать реки Прут и Днестр.
4 марта после некоторой передышки австро-германские силы попытались переломить ситуацию в Галиции. На рубеже Балигруд – Лиски 19 германских и австро-венгерских дивизий обрушились на 8 русских. Все попытки врага прорваться к осажденному Перемышлю потерпели крах. Убитыми и ранеными армии Австро-Венгрии и Германии потеряли около 100 000 человек, ещё до 30 000 попали в плен. Трофеями армии генерала А.А. Брусилова стали 10 орудий и 100 пулемётов.
Потери России в этих боях превысили 50 000 солдат и офицеров. Развивая достигнутый успех, 13 марта генерал Иванов отдал приказ о всеобщем переходе русских армий в контрнаступление. Из-за технических проволочек реально оно началось лишь неделю спустя.
3-я армия наступала на Гуменное, 8-я – на Ужок, 9-я на рубеже Марош – Сигет. 22 марта после 194-дневной осады капитулировал Перемышль. В плен 11-й русской армии сдалось по одним источникам 110 000 человек, по другим – 125 000 (из них 2300 офицеров, в том числе 9 генералов) при 1050 полевых и крепостных орудиях. Высвободившиеся из-под Перемышля части Блокадной армии были спешно переброшены на самые важные и напряженные участки Карпатского сражения.
К исходу марта 8-я русская армия, преодолев сопротивление Южной и 3-й австро-венгерской армий, продвинулась на 20 км и овладела стратегически важным Бескидским хребтом. Попытка 3-й австро-венгерской армии и корпуса фон Марвица выбыть солдат Брусилова провалилась. Упорные и крайне кровопролитные бои в Карпатах длились вплоть до 24 апреля.
Большую часть наличных людских и материальных средств Юго-Западный фронт израсходовал, а резервных частей было недостаточно. В связи с этим генерал Иванов отдал распоряжение закрепиться на достигнутых рубежах и перейти к активной обороне. Таким образом, линия фронта протянулась вдоль рубежа Опочка – Андреев – Кельцы – Тарнув – Горлице – Лупков – Вышков – Станислав (сегодня Ивано-Франковск) – Бугач – Черновцы.
Общая численность австро-венгерских войск, задействованных против ЮЗФ составляла 50 дивизий (включая отдельные бригады). В марте против Юго-Западного фронта действовали 5 австро-венгерских армий и 5 германских корпусов. Кайзер в помощь Францу-Иосифу I направил 8 германских дивизий – 3 пехотные (11-я баварская пехотная, 19-я и 20-я), 3 кавалерийские (3-я, Гвардейская и Баварская) и 2 резервные (81-я и 82-я) дивизии. Все эти дивизии, кроме 11-й баварской, были изъяты из состав германских армий Западного фронта.
Общие потери России в Карпатской битве с января по конец апреля 1915 года составили почти миллион человек. Германский генеральный штаб заявил о пленении 59 000 российских солдат и офицеров, а также о захвате в качестве трофеев 24 орудий и 129 пулемётов.
Урон Германии и Австро-Венгрии превысил 800 000 солдат и офицеров. В российском плену оказались до 25 000 немецких военнослужащих, а также около 160 000 солдат и офицеров Австро-Венгрии. Согласно сводкам штабов русских армий, только в период с 20 февраля по 30 марта было захвачено 51 орудие и свыше 300 пулемётов. Всего же за всё время Карпатской операции русские подразделения захватили 60 орудий, 460 пулемётов и 8 огнемётов.
Сложившаяся в последней декаде апреля 1915 года ситуация на южном крыле Восточного фронта весьма и весьма беспокоила командование Тройственного союза. После вступления в него Турции, данный военный союз стали чаще всего называть блоком Центральных держав.
Войска Юго-Западного фронта глубоко вклинились во владения Австро-Венгрии, захватив Галицию и важнейшие перевалы Восточных и Западных Карпат. Австро-венгерская армия понесла тяжёлые потери и теперь самостоятельно не могла вести дальнейшие боевые действия. Возложенные на Турцию надежды по отвлечению значительных российских сил на Кавказском театре военных действий не оправдались.
В данных обстоятельствах начальник генерального австрийского штаба фон Гётцендорф был вынужден просить германскую сторону о переброске в район Вислы и Карпат новых боеспособных дивизий с Западного фронта. Немецкой стороне пришлось в очередной раз прийти на помощь своему союзнику. Относительно стабильная ситуация на Западном направлении позволяла германскому генеральному штабу отправить на Восток часть своих соединений.
По настоянию фон Фалькенгайна вновь было решено провести наступательную операцию против русских армий на этот раз для устранения угрозы их вторжения в Венгрию. По замыслу немецкой стороны требовалось сокрушить российские войска между Вислой и Карпатами внезапным и концентрированным ударом, возвратив таким образом контроль над Галицией и Буковиной.
Главный удар должен был наноситься с рубежа Тарнув – Громник – Горлице силами 3-й и 4-й австро-венгерских армий и 11-й германской. 4-я австро-венгерская армия наступала из района восточнее Кракова. Ей предстояло прорвать позиции правого фланга 3-й русской армии, выйти на оперативный простор и достигнуть рубежа Сандомир – верховья реки Сан.
11-я германская армия, наступавшая в центре из-под станции Новы-Сонч, прорывала рубеж Громник – Горлице, чтобы затем прорваться к Перемышлю и Ярославу. 3-я австро-венгерская армия наступала из района севернее Прешова. Она имела задачу содействия 11-й германской в окружении Перемышля с юга, а затем совместно с немецкими частями двигаться на Львов. Вспомогательные удары на левом крыле (против 4-й русской армии) наносили немецкая армейская группа Войрша (из района Опочка – Кельцы) на Радом и Островец.
1-ая австро-венгерская армия (из района Андреев – левый берег Вислы) наступала на Опатов и далее на Люблин. На правом крыле 2-ая австро-венгерская армия атаковала 8-ю русскую армию у верховьев Сана и выйти к Самбору. В тоже время от Южной германской армии требовалось смять позиции 11-й русской армии северо-западнее Вышкова, чтобы создать угрозу Галичу или Николаеву. В случае успеха части правого крыла также оказывали содействие главной ударной группе в наступлении на Львов.
На направлении главного удара германцев и австро-венгров находилась 3-я русская армия (командующий – генерал от инфантерии Д.Р. Радко-Дмитриев). В её составе имелось 24,5 дивизии (18,5 пехотных и 6 кавалерийских) – всего 219 000 человек при 679 пушках (из них только лишь 4 тяжёлых) и 600 пулемётах.
В свою очередь немецкие и австро-венгерские силы сообща имели 34,5 дивизии (31,5 пехотную и 3 кавалерийских) – всего 357 400 человек при 1606 орудиях (из них 334 тяжёлых), 660 пулемётах и 96 миномётах. На участке прорыва Громник – Горлице (длина его составляла примерно 35 км) австрийцы и германцы сосредоточили 126 000 солдат и офицеров, 616 орудий (из них 159 тяжёлых), 260 пулемётов и 96 миномётов.
Соответственно российские корпуса имели до 60 000 человек, 145 орудий (из них 4 тяжёлых) и 100 пулемётов. Таким образом, превосходство Австро-Венгрии и Германии над Россией в живой силе составляло 2,1:1, в лёгкой артиллерии 3,2:1, в тяжёлой – 39,7:1, в пулемётах 2,6:1; миномётов у русской стороны не было вообще.
В целом Центральные державы смогли быстро и практически незамеченными сосредоточить свои ударные группы и части вдоль исходных рубежей. 2 мая 1915 года наступательная операция (в военную историю она вошла как Горлицкий прорыв) началась. Имея подавляющее преимущество в живой силе и артиллерии, главные ударные немецкие и австро-венгерские части уже к исходу 5 мая вышли на линию Громник – Колачице – Змигрод.
7 мая разбитая, смятая и обескровленная 3-ья русская армия отступила за правый берег реки Сан, где развернулись жесточайшие оборонительные сражения. К исходу 10 мая потери в армии Радко-Дмитриева составили до 152 650 человек, 160 орудий и 403 пулемёта. Немецкая и австрийские части понесли урон в 27 867 человек.
13 мая русские части отошли на рубеж Ярослав – Перемышль. 17 мая подразделения 11-ой германской армии ворвались в Ярослав. К тому моменту российские войска попытались закрепиться на линии Ново-Място – Островец – Сандомир – Сенава – Перемышль – Стрый. В дальнейшем продвижение германцев и австрийцев резко замедлилось. Командованию Центральных держав пришлось пожертвовать успехами своих флангов и сосредоточить главные усилия на центральном участке.
3 июня россияне оставили Перемышль, а 22 июня и Львов. К исходу 23 июня армии Юго-Западного фронта временно закрепились на рубеже Ивангород – Люблин – Холм – Владимир-Волынский – междуречье Буга и Стыри – западнее Тернополя – Бугач. Общие потери Юго-Западного фронта со 2 мая по 23 июня достигли почти 500 000 человек (из них 270 000 пленными), 251 орудие, 576 пулемётов. Аналогичные потери Австро-Венгрии и Германии были в несколько раз меньше.
Своевременное и оперативное вмешательство немецкой стороны в битву за Карпаты позволило австро-венгерским силам не только избежать разгрома и последующего выхода из войны, но и вернуть им Галицию. Русские армии южного крыла Восточного фронта не были разгромлены. Однако части Юго-Западного фронта откатились к самым границам Российской империи. Вооруженные силы Центральных держав создали предпосылки для дальнейшего развития наступления на территорию Царства Польского.
Изображение из открытых источников.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: