Вмешательство государств Антанты в Гражданскую войну в России и последствия выхода нашей страны из Первой мировой войны обсудили в эфире программы «История. Изъявительное наклонение» — совместного проекта Радио России и Российского исторического общества. Гостем передачи стал председатель Правления РИО Руслан Гагкуев.
Одним из главных вопросов обсуждения стало влияние интервенции на ход боестолкновений между сторонниками большевиков и Белого движения.
«Интервенция, безусловно, имела большое значение, оказала большое влияние на ход Гражданской войны, хотя не на исход. И, конечно же, помощь со стороны иностранных государств противникам советской власти была большой, но не такой всеобъемлющей, как об этом писали раньше советские авторы», — подчеркнул Руслан Гагкуев.
В числе основных причин ввода иностранных войск на территорию России он выделил стремление стран Антанты поддержать рушившийся Восточный фронт:
«Выход России из войны, конечно, был для союзников глобальным потрясением. С одной стороны, все ждали перемен в России, что она станет более демократической. Но, конечно, никто не хотел, чтобы развалился фронт. И если мы посмотрим на февраль-март 1917 года, мы увидим, что приветственные телеграммы Временному правительству шли, но никто не рассчитывал на ту катастрофу, которая случится с русской армией. <…> По большому счёту главное, что интересовало союзников по Антанте в конце 1917–1918 годах, — это то, как Россия, не важно в каком виде, сможет помочь союзникам победить в Первой мировой войне, насколько она сможет оттянуть силы с Западного фронта после распада фронта Восточного».
После того, как 11 ноября 1918 года было подписано Компьенское перемирие, положившее конец боевым действиям, прямой военный смысл продолжать интервенцию в России исчез. Странам Антанты больше не требовалось поддерживать противников советской власти ради возобновления боёв на Восточном фронте, однако на этом интервенция не прекратилась. Рассказывая о причинах её продолжения, председатель Правления РИО отметил:
«Как мне видится, здесь есть две основные движущие силы. Во-первых, создание некоего санитарного кордона вокруг советской власти, создание разного рода государств, как их принято называть, лимитрофов, которые не претендуют на что-то больше кроме зависимости от той страны, которая будет их поддерживать. И здесь мы видим и Прибалтику, и Польшу, и ряд других государственных образований. С другой стороны, конечно же, это борьба за собственные экономические интересы в условной России. Я сейчас не называю советскую Россию или правительство адмирала Колчака, я говорю в целом. У тех же французов огромные деньги были вложены в Российскую империю. Никто не хотел их терять, все хотели их сохранить и даже больше — добыть некие новые преференции на территории всей бывшей Российской империи».
Текст: Михаил Дорофеев.
Изображение из открытых источников.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: