В сентябре 1938 г. на конференции в Мюнхене лидеры Германии, Великобритании, Франции и Италии заключили соглашение, ставшее кульминацией «политики умиротворения» нацистской Германии. По договору Чехословакия была вынуждена передать Германии Судетскую область, лишившись одной пятой своей территории, примерно четверти населения и половины промышленных предприятий.
Последствия этого соглашения были катастрофическими не только для Чехословакии, но и для стран-участниц Мюнхенской конференции: в марте 1939 г. Чехословацкая Республика перестала существовать как суверенное государство, а в сентябре того же года Франция и Великобритания оказались в состоянии войны с нацистской Германией. Таким образом, англо-французская политика «умиротворения» Гитлера, венцом которой стал «Мюнхенский сговор» с фашистскими агрессорами за счет Чехословакии, потерпела полный крах, поскольку так и не смогла отвести угрозу войны от стран Западной Европы и направить германскую военную машину против Советского Союза.
Хорошо известно, что именно СССР Гитлер считал основным объектом германских завоеваний, что вполне соответствовало чаяниям антисоветски настроенных политиков стран Запада. Но вместе с тем германские стратеги не видели никаких шансов на успех в войне против Советского Союза, пока в тылу у Германии находился еще один ее серьезный противник – Франция: обладая мощными вооруженными силами и не желая допустить гегемонии Германии в Европе, Французская Республика могла воспользоваться удобным случаем и напасть на гитлеровский рейх с запада, пока войска вермахта участвовали в боях на востоке. Таким образом, германское руководство, стремясь избежать длительной войны на два фронта, считало, что сокрушению Советского Союза, как важнейшему условию установления германского господства в Европе, должен предшествовать удар на Западе. По мнению руководства Третьего рейха, именно этот удар, ставивший целью молниеносный разгром Французской Республики, смог бы обеспечить создание решающих стратегических и экономических предпосылок для успешной борьбы против СССР. Иными словами, для германских стратегов путь вермахта на Восток лежал через Францию.
В свою очередь, для успешного ведения войны против Французской Республики Третьему рейху требовалось предварительно улучшить свое стратегическое и экономическое положение путем расширения территорий за счет ликвидации независимости соседних государств: Австрии и Чехословакии. Именно о территориальных захватах в центре Европы, как о первейшем условии для последующей борьбы против Франции, а затем против СССР, Адольф Гитлер говорил на совещании военных и политических руководителей Германии 5 ноября 1937 г., где было принято решение о переходе к активным завоеваниям в целях расширения жизненного пространства немецкого народа. Примечательно, что 19 ноября 1937 г. прибывший в Германию лорд Галифакс, представитель английского правительства, в беседе с Гитлером недвусмысленно дал ему понять: Великобритания вполне допускает возможные изменения европейского порядка, к числу которых относятся вопросы о будущем Данцига, Австрии и Чехословакии; главное, чтобы «эти изменения были произведены путем мирной эволюции».
Как следствие, с конца 1937 г. германское стратегическое планирование осуществлялось уже в новых условиях, созданных позицией британских правящих кругов, что нашло свое отражение в документах. Так, в приложении к директиве главнокомандующего вермахтом В. фон Бломберга о единой подготовке вооруженных сил к войне (от 21 декабря 1937 г.) указывалось, что военные предпосылки для победоносного проведения наступательной войны против Чехословакии (по плану «Грюн») создадутся, как только Германия достигнет полной готовности к войне во всех отношениях. Вместе с тем введение в действие плана «Грюн» допускалось ранее этого момента, если незаинтересованность Англии в делах Центральной Европы позволит Германии разобраться с Чехословакией без препятствий со стороны других европейских стран (Дашичев В.И. Стратегия Гитлера – путь к катастрофе, 1933–1945: Исторические очерки, документы и материалы: В 4 т. М., 2005. Т.1. С. 362–363).
В марте 1938 г. состоялся аншлюс Австрии. После этого германское руководство приступило к подготовке захвата Чехословакии, которая теперь была окружена территорией рейха с севера, запада и юга. Интересно, что эта подготовка исходила из предпосылки, что Франция и Великобритания не вмешаются в германо-чехословацкую войну, в то время как СССР, скорее всего, предложит Чехословакии военную помощь. Учитывая данные обстоятельства, гитлеровское руководство рассчитывало либо бескровно решить чехословацкий вопрос (так же, как и с Австрией), либо захватить Чехословакию посредством молниеносного удара, полагая, что Польша и Румыния не пропустят советские сухопутные войска на чехословацкую территорию и помощь СССР жертве агрессии в основном ограничится действиями военно-воздушных и военно-морских сил.
Планируя захват территории Чехословацкой Республики, Верховное главнокомандование вермахта (ОКВ) придавало большое значение внезапности как самому важному фактору победы, который, как указывалось в директиве ОКВ от 30 мая 1938 г., уже в первые 2–3 дня войны мог не только показать бесперспективность военного положения Чехословакии, но и стимулировать немедленное нападение на нее Польши и Венгрии, имевших к ней территориальные претензии.
Гитлер и его окружение были уверены, что англо-французская политика позволит Третьему рейху успешно решить «чехословацкую проблему». Западные державы не были готовы идти на сотрудничество с Советским Союзом, чтобы остановить германскую экспансию на европейском континенте, и продолжали ее поощрять, лишь бы только она была направлена не на Запад, а на Восток. Как известно, расчеты «умиротворителей» Гитлера в конечном итоге не оправдались. Именно благодаря англо-французской политике «умиротворения», апогеем которой явилось предательство Чехословакии на Мюнхенской конференции, Третьему рейху удалось улучшить свое стратегическое и экономическое положение, разрушить систему французских военных союзов в Европе и тем самым создать предпосылки для последующей борьбы со своими главными противниками сначала на западе, а затем на востоке европейского континента.
В сентябре 1938 г. в Мюнхене нацистская Германия одержала бескровную победу, которая стала решающим шагом к новой мировой войне.
Текст: В.А. Арцыбашев, к.и.н. Российский государственный военный архив (РГВА).
Заглавное изображение из открытых источников.