23 октября 2023 года отмечают 80-летнюю годовщину со дня освобождения города Мелитополь от немецко-фашистских захватчиков. Город был в оккупации около двух лет. Освобождение города сыграло огромную роль в период коренного перелома в Великой Отечественной войне.
Мелитополь в годы Великой Отечественной войны 1941-1943гг.
Оборона Мелитопольского края.
Одновременно с массовой эвакуацией на восток готовились к обороне. Местные власти совместно с командованием 9-й армии мобилизовали население города и района на возведение оборонительной линии вдоль Днепра на Никопольском плацдарме, куда было отправлено с лопатами, кирками свыше 2000 граждан для устройства противотанковых сооружений и ходов сообщения. Более 4000 человек создавали оборонительные сооружения вокруг Мелитополя и на его улицах. Большую помощь в этой нелегкой работе оказывали рабочие и шахтёры Донбасса...
Повсюду пролегли противотанковые рвы, окопы, траншеи, улицы прокапывались на глубину 3-х метров и в ширину 8 метров. На улицах появились частоколы-баррикады из бревен и рельсов, противотанковые препятствия.
В сентябре 1941 года инженерно-технические оборонительные работы на подступах к городу были закончены. Командующий 9-й армией генерал-майор Ф. М. Харитонов вместе с начальником Мелитопольского гарнизона полковником Кутлиным лично принимал сооружения и дал высокую оценку...
А в городе, для борьбы с возможным немецким десантом и бомбёжкой города с воздуха, создавались добровольные истребительные батальоны. Первый состоял из 800, второй — из 3000 человек, и третий — из 400 добровольцев-железнодорожников. Вскоре часть добровольцев изъявила желание воевать против фашистов на подступах к Одессе, куда они были отправлены морем через Севастополь.
В городе на случай оккупации, по решению обкома партии, оставляли две подпольно-диверсионные группы во главе с депутатом горсовета А. П. Чугуновым и начальником уголовного розыска Евпаторийской милиции А.А. Костенко. По решению командования 9-й армии в Мелитополе оставалась разведывательная группа Екатерины Хилько. В этой группе были и ее дети: дочь Лидия, сын Николай, — а также Клавдия Тыркина, комсомолец Коленко и радистка Т. Васильева.
...Летом 1941 года в связи с приближением фашистов к реке Днепру Верховным Главнокомандующим образовываются Юго-Западный фронт (район Днепропетровска-Краснограда-Харькова) и Южный фронт (Запорожье-Мелитополь-Азовское море).
Главнокомандующим войсками Юго-Западного направления был назначен маршал С.М. Буденный, командующим Южным фронтом — И.В. Тюленев. Однако события развивались явно не в пользу Красной армии. Фашисты, располагая мощными наступательными группировками, быстро продвигались по степи, форсировали реки, брали города и поселки.
Ослабленные 9-я и 18-я армии под натиском противника откатывались на восток. В августе над армиями нависла угроза окружения. Первоначально (16 августа 1941 г.) удалось избежать поражения, и войска переправились на левый берег Днепра, где заняли позиции от Мелитополя до Харькова, подготовленные мелитопольцами и жителями соседних областей.
31 августа 1941 года гитлеровцы крупными силами форсировали Днепр юго-восточнее Кременчуга. Вскоре фашисты овладели мостом через Днепр у Днепропетровска, куда хлынули войска противника при поддержке 1-й танковой армии, и создали Каховский плацдарм, в задачу которого входило окружение и уничтожение наших войск.
Главнокомандующий юго-западным направлением маршал С. М. Буденный понимал, что пассивная оборона ослабленных 9-й и 18-й армий может привести к катастрофе. В конце сентября, избегая окружения, 9-я армия на подступах к Мелитополю вела позиционные бои с противником. Так, в районе сел Нового-Дармштадта (Ромашки) — Чехограда (Новогородковка) советские воины вместе с артбатареей сумели потеснить фашистов, но из-за общего отступления 9-й армии на новые рубежи (Куйбышевский район Запорожской области) их успех не дал желаемого эффекта. 29-30 сентября 1941 года последний красноармеец покинул наш город. На улицах Мелитополя стало безлюдно, город опустел, наступило «ничейное время».
Гитлеровская оккупация.
6 октября 1941 года после успешных операций на юге Украины гитлеровцы вступили в Мелитополь. Жители города неоднозначно отнеслись к оккупантам: одни со страхом, другие — с хлебом и солью и ожиданием восстановления «старых порядков», возврата недвижимости и земли.
Гитлеровцы, как только заняли Мелитополь, сразу стали вводить свой «новый порядок». Начали они с массовых арестов коммунистов, комсомольцев и членов профсоюзов. Многие жители города, кто не успел эвакуироваться на восток, были расстреляны или попали в концентрационные лагеря и тюрьмы, которые были устроены на насосо-компрессорном заводе, в артели «Плодпром» и на территории завода ковкого чугуна (ныне ОАО «Рефма»), появились лагеря в селах Вознесенке, Константиновке, Терпенье и Спасском.
Большая беда постигла еврейское население. Вблизи сел Вознесенки, Константиновки и Данило-Ивановки в конце 1941 — начале 1942 года были расстреляны более 14 тысяч стариков, женщин и детей...
Позднее, уже после освобождения от оккупантов Мелитополя, 30 октября 1943 года комиссия, в составе которой были майор И. В. Лебедев, сержант В. Я. Элькин, представители города Д. А. Минько, В. П. Трофимова, В. К. Филипповский, Н. И. Кошкарев, С. В. Ципер и представитель духовенства протоиерей песчанской кладбищенской православной церкви Григорий Павлович, отметила следующее:
"8 октября 1941 года немецко-фашистские мерзавцы согнали к мельнице около Бердянского моста (улица Профинтерна) более 1800 еврейских семей. 11 октября палачи повели около 3000 женщин, стариков, детей к противотанковому рву около сел Вознесенка и Константиновка, заставили мужчин лечь на дно рва, после чего автоматчики поочередно расстреляли каждого в голову. Такую же дикую расправу негодяи учинили и над женщинами с детьми... Захватчики истребили все еврейское население города, убили сотни лучших советских активистов... От рук палачей и предателей погибли... пианистка Роза Мендельсон, пианист Яков Лурье, талантливый юный скрипач 11-летний мальчик Булгач, старейший учитель города Я.В. Элькин, преподаватель бухгалтерских курсов И. И. Бунин..."
Кровавая трагедия разыгралась в с. Орлово, где располагался дом инвалидов для неполноценных детей... В ноябре 1941 года фашисты вывезли их за село и расстреляли. Не намного лучшей была судьба многих жителей города. Уже 7 октября 1941 года немцы объявили об отправке молодёжи в Германию. Первые два состава оккупанты собрали достаточно легко — некоторые верили в «хорошую жизнь в Германии». Однако когда составы прибыли в Третий рейх, то люди воочию убедились, что их ждут принудительный труд, унижения и смерть. Одна из таких жертв, Анна Жукова, писала в Мелитополь о своей судьбе:
"Нас всего 200 девушек. Живем в бараках... в нашем лагере живут бельгийцы, французы, голландцы, чехи, поляки, болгары — все нации... хлеба получаем 1000 г на 5 дней."
А письмо Ольги Кривонос как бы дополняет первое:
"На улицу не пускают... за нами на фабрике смотрят... в каждом цехе полиция."
Многие из этих девушек не вернулись домой...
Город Мелитополь фашисты превратили в краевой центр «Мелитопольского края», в который входило 24 района, включая часть Крыма (до Джанкоя) и всю Херсонскую область. В самом городе разместились многочисленные административные и силовые органы, как, например, полевая жандармерия, ортскомендатура (внутренняя комендатура), фельдкомендатура (полевая комендатура), городская полиция (из немцев), штутцполиция, состоящая из украинцев и русских, насчитывавшая до 85 полицаев, во главе которых сто ял начальник М. С. Канцедалов. Обосновались также в городе: гражданская тайная полиция (СД), военная тайная полиция (ГФП), контрразведка (АО-3) и разведка (1-С) и, конечно же, служба СС.
В Мелитополе и в с. Ромашках (Дармштадт) были созданы разведывательные школы, где гитлеровцы готовили своих агентов-разведчиков.
Вместе с немецкими фашистами в город пришли румынские части, являющиеся союзниками Гитлера. В городе появилась и румынская комендатура «Сигуранца» (тайная румынская полиция). Кроме того, в Мелитополе обосновались формирования Окружного провода ОУН, карачаевский, осетинский, армянский национальные комитеты, татарские легионеры.
В Мелитопольском крае функционировал Гебитскомиссариат, во главе которого стоял Г. Гейниш, а бургомистром города стал немец-колонист Д. Д. Классен, умерший в декабре 1942 года. Вскоре на эту должность был назначен некий Е. Гороновский, а с 10 марта 1943 года — бывший директор местного музея, староста с. Вознесенки «профессор» И. П. Курило-Крымчак (вторая часть фамилии — псевдоним). В период гитлеровской оккупации в городе силами местных рабочих и немецкой администрации были введены в строй электростанция (директор Стамболи), завод ОГПУ, завод ковкого чугуна, маслозавод. В центре города возобновилась базарная и магазинная торговля — появились лавочники, работали пекарни (ул. Почтовая-Свердлова). Были открыты лишь начальные школы, а учебники подвергались строгой проверке, и многие страницы книг изымались или зачеркивались. В городе работали театр украинской драмы, кинотеатр (Дойче Лихтшпиле), варьете, рестораны и т. д.
Оккупанты обратили свои взоры на крестьянских жителей, так как немецкой армии, да и всему рейху, необходимы были продукты питания. Гитлеровцы не спешили возвращать земли старым хозяевам и разгонять многочисленные колхозы и совхозы, а их только в Мелитопольском районе на начало войны было около 100. Немецкая администрация сменила вывески, назвав коллективы тружеников «сельскими общинами», поделив бригады на «десятки», в обязанность которых входило производство сельскохозяйственной продукции.
2 ноября 1941 года в городе начал функционировать районный банк, являвшийся отделением Центральной конторы хозяйственного банка в г. Запорожье, в котором были открыты текущие счета сельскохозяйственным общинам (колхозам) и предпринимателям. Денежные обороты были столь велики, что уже в сентябре 1942 года Мелитопольский банк преобразовывается в Центральную контору хозбанка. Кроме хозяйственного банка, в Мелитополе работал эмиссионный банк Украины, где с сентября по ноябрь 1942 года обменивались советские денежные купюры на оккупационные банкноты, а также принимались облигации государственного займа СССР, первоначально под квитанцию, а затем оплачивались оккупационными карбованцами.
В первых числах октября 1942 года Гебитскомиссариатом Мелитополя был издан приказ о всеобщей трудовой повинности. К работе привлекались и дети от 14 до 17 лет. В это время немцы решили благоустроить город и начали строительство стока для воды в Кизиярской балке (район кинотеатра «Украина»). На этом строительстве дети работали с 8 до 12 часов. Плата за труд была мизерной — 4 карбованца (оккупационных) в день, — и в обед давали 100 граммов хлеба и суп-похлёбку. Бывали случаи, когда мальчишка или девчонка по болезни не выходили на работу, за ними отправлялся полицай...
Фашисты в городе и крае ввели жестокий оккупационный режим. Повсюду развешивались приказы местной администрации.
Гитлеровцы пытались перевоспитывать советских людей. «Промывка мозгов» населения была возложена на отдел культуры и газету «Мелитопольский край».
В июне 1943 года Мелитополь посетили рейхсминистр восточных областей Розенберг и рейхскомиссар Эрик Кох, которые ознакомились в городе, как писала газета «Мелитопольский край», «с восстановительными работами для блага немецкого народа». А новый бургомистр города И. П. Курило-Крымчак получил из рук рейхсминистра медаль «За усердную службу Германии».
Источник: Михайлов Б. Д. Война народная // Мелитополь: природа, археология, история. — Запорожье : Дикое Поле, 2002.
Фото из открытых источников.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: