Григорий Иванович Котовский родился 12 (24) июня 1881 г. в местечке Ганчешты Кишеневского уезда Бессарабской губернии в семье мещанина польского происхождения Ивана Николаевича Котовского.
С детских лет Григорий отличался буйным нравом и склонностью к безрассудным поступкам. За прогулы и шалости он был отчислен из Кишиневского реального училища, однако позднее поступил в Кокорозенское сельскохозяйственное училище. Здесь Г. Котовский познакомился с социалистами-революционерами (эсерами) и проникся революционными идеями, особенно в части, касающейся террора и экспроприаций.
Окончив в 1900 г. училище, Котовский начал работать помощником управляющего в одном бессарабском поместье, однако вскоре его обвинили в краже денег и арестовали. Этот арест в октябре 1902 г., по словам Г.И. Котовского, дал «огромный толчок моей стихийной революционной психологии», вылившийся чуть позже в конкретные поступки. Суть их сводилась к следующему: «Начинаю террор [против] помещиков, фабрикантов и вообще богачей. Сжигаю их имения, забираю ценности, которые потом раздаю бедноте в городах и селах Бессарабии. […] Несколько раз отбиваю от военного конвоя вооруженным нападением крестьян, арестованных за аграрные беспорядки». За эти действия Котовский неоднократно был арестован, судим и приговорен к различным срокам заключения, однако всегда успешно бежал из тюрем и с каторги. Осенью 1916 г. его в очередной раз судили и приговорили к смертной казни, которую командующий Юго-Западным фронтом А.А. Брусилов заменил «каторгой без срока».
Революции 1917 г., распад органов государственного управления и Гражданская война дали Г.И. Котовскому шанс на новую жизнь. В 1918–1922 гг. он прошел путь от командира конно-разведывательного отряда до начальника кавалерийского корпуса, проявил себя активным, деятельным организатором и руководителем. Его противниками за это время успели побывать румынские и польские войсковые части, различные вооруженные формирования белых армий, отряды петлюровцев и тамбовских повстанцев.
Наиболее ярким из всех боевых свершений красного командира стало освобождение Новой Гребли в октябре 1919 г. В селе располагался офицерский стрелковый батальон Вооруженных сил Юга России. Затрудняя дальнейшее продвижение, противник 11 раз атаковал бойцов бригады Котовского. Вспоминая позднее об ожесточенном сражении, Григорий Иванович признавал: «Никогда до этого и после этого, во все время Гражданской войны, мне не приходилось видеть такого жестокого боя, такой поистине жестокой схватки. […] Трупы лежали грудами, иногда группами в 4-6 человек, и видно было, как двое, схватившись в последней смертельной схватке, еще не убив друг друга, были пронзены штыками своих врагов, а те, в свою очередь, были убиты другими. […] Маленькие полчки после этого боя еще больше поредели, но задача была выполнена: противник совершенно уничтожен». В кратком донесении 7 октября 1919 г. командованию, Котовский среди прочего сообщал: «Захвачено много пленных, которые зарублены и расстреляны на месте, но есть и оставшиеся в живых». Жестокость во время Гражданской войны была свойственна всем сторонам, особенно если противник являлся мотивированным и оказывал серьезное сопротивление.
При ведении боевых действий части под командованием Г.И. Котовского отличались стремительностью, активностью, иногда нестандартным подходом к решению поставленных задач. Последнее наиболее ярко проявилось при ликвидации во время Тамбовского восстания повстанческого отряда И. Матюхина. Под видом командира банды «зеленых», Котовскому удалось заманить Матюхина на встречу и ликвидировать, а после уничтожить его бойцов.
Четко понимая, что от обеспечения бойцов снаряжением, обмундированием, питанием и фуражом зависела боеспособность частей, Григорий Иванович требовал от командования бесперебойного снабжения своих частей. Нередко приходилось идти на крайние меры, применять нестандартные методы. 8 марта 1920 г. Котовский сообщал командованию 45-й стрелковой дивизии: «Я занял 200 000 рублей у частных лиц, еще 2 дня – и придется разойтись по домам. […] Примите самые решительные меры к снабжению нас деньгами, иначе бригада рискует превратиться в банду». Распоряжение командования об отпуске денег было дано специальному представителю, объезжавшему населенные пункты, но Котовскому все же советовали: «во что бы то ни стало поймайте его, получите деньги».
Советская Республика высоко оценила боевую деятельность Г.И. Котовского, наградив его тремя орденами Красного Знамени. Другой наградой для Котовского стало личное счастье, женщина, с которой он связал оставшуюся жизнь. В конце 1918 г. в поезде по пути на фронт Григорий Иванович познакомился с Ольгой Петровной Шакиной (1894-1961) и вскоре женился на ней. О его чувствах к супруге можно судить по одному из писем. В ноябре 1920 г., после разгрома петлюровских частей, Г.И. Котовский не без гордости писал своей жене: «Противник после нанесенных ему страшных ударов, в панике разбегается и в панике бежит дальше, бросая обозы, и части пехоты 41-й, 45-й и 60-й дивизий идут теперь без боя». Однако перечислив взятые трофеи и несправедливо приписываемые другим, по его мнению, победы, Григорий Иванович заканчивал письмо личными словами: «Значит скоро конец войне и будем жить хотя бы немного при мирной обстановке, вместе, понимаешь, моя девочка, вместе и я смогу тебя любить, целовать и ласкать все время. О господи, как я тебя люблю моя Леля, мое счастье, мое солнце, моя жизнь».
После Гражданской войны, в условиях разрушенного хозяйства, Г.И. Котовский вновь проявил себя инициативным и умелым организатором. Чтобы обеспечить бойцов и командиров вверенного ему 2-го кавалерийского корпуса всем необходимым, Котовский через корпусное военно-потребительское общество создавал кожевенный, сахарный, мыловаренный заводы, совхозы. Из демобилизованных военнослужащих корпуса, которые не могли вернуться на территории Бессарабии, при поддержке Котовского, в селе Ободовка Винницкой области была создана Бессарабская сельскохозяйственная коммуна.
Избежав казни до революции и выжив в годы Гражданской войны, Григорий Иванович Котовский был застрелен 6 августа 1925 г. в совхозе Чебанка под Одессой. Обстоятельства этого убийства и его причины до сих пор неизвестны.
Текст: К.А. Абрамян, к.и.н., Российский государственный военный архив (РГВА).
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: