История появления Черноморского флота – это история непрерывной борьбы, продвижения России на юг, нейтрализации потенциальных противников и защиты русских границ.
В раннем средневековье наши предки вели оживленную торговлю, плавая по Черному (Русскому, как его называли), Азовскому, Каспийскому, Мраморному и Средиземному морям. Регулярного военного флота на Руси в то время не было, по мере надобности формировался ладейный флот, совершавший дальние походы.
Орда надолго отрезала Русь от Черного моря. С 1440-х – 1470-х гг. Северное Причерноморье контролировалось Османской империей и ее сателлитами. Выходы к Балтике захватили шведы. До XVII в. русское государство оставалось практически сухопутной державой.
В 1686 г. Россия заключила «Вечный мир» с Польшей. По его условиям под руку Москвы окончательно переходили Левобережная Украина и Киев. Россия также вступала в антитурецкую «Священную лигу» и должна была воевать против Османской империи и ее вассала – Крымского ханства. Однако походы русских войск на Крым под командованием князя В.В. Голицына в 1687 и 1689 гг. закончились неудачей.
Попытка царя Петра в 1695 г. захватить турецкий Азов силами сухопутных войск также не удалась. Лишь на следующий год, усилившись построенными на Воронежских верфях кораблями, русские войска смогли взять крепость, выйти к морскому побережью и закрепиться в устье Дона. Появление морских сил на Азовском море положило начало созданию регулярного флота в России.
После неудачного Прутского похода, Петр I был вынужден, на фоне затянувшейся Северной войны, заключить с Турцией мирный договор, по которому крепость Азов возвращалась противнику, а флот на Азовском море прекращал свое существование. Однако такое унизительное для России положение сохранялось сравнительно недолго. Очередная война с Турцией закончилась подписанием в 1739 г. Белградского договора, по которому Азов вновь становился российским. Тем не менее кардинально вопрос выхода и закрепления на берегах Азовского и Черного морей это не решало. Ни военного, ни торгового флота у России в этом регионе по-прежнему не было.
Осенью 1768 г. снова началась русско-турецкая война. Основные османские силы, до 300 тыс. человек, двинулись на Хотин (ныне город в Черновицкой области Украины), чтобы оттуда наступать на Киев, Смоленск и Москву. Одновременно крымская конница, до 60 тыс. сабель, вторглась на Украину. На Черном и Азовском морях безраздельно господствовал турецкий флот. Несмотря на превосходство в силах, турки к 1770 г. потеряли Молдавию с Валахией и левый берег Дуная, а в Азове и Таганроге началось строительство русских кораблей.
С целью отвлечь противника от Черноморского и Придунайского направлений, летом того же года с Балтики в Средиземное море отправились пять корабельных эскадр. 24 июня 1770 г. эскадра под командованием адмирала Г.А. Спиридова нанесла поражение турецкому флоту в Хиосском проливе, а через два дня уничтожила корабли противника в Чесменской бухте. Эта небывалая по масштабам того времени морская победа обеспечила господство русского флота в Эгейском море и облегчила действия сухопутных войск на главном, Дунайском, театре военных действий.
Тем временем быстрыми темпами строилась Азовская военная флотилия, составившая боевое ядро зарождающегося Черноморского флота. Руководил строительством кораблей контр-адмирал А.Н. Сенявин, сын прославленного вице-адмирала Петровского флота, участника Северной войны 1700–1721 гг. Уже в 1771 г. это воинское формирование успешно поддерживало приморский фланг армии князя В.М. Долгорукова, штурмовавшей Крым, что обеспечило победу русских войск, разбивших противника и занявших Евпаторию, Феодосию, Балаклаву, Еникале, Керчь и Тамань.
Мирные переговоры, предложенные Турцией, были сорваны вмешательством Англии, Франции и Австрии, которые традиционно противились усилению России. Весной 1773 г. боевые действия возобновились. Русская армия форсировала Дунай и в следующем году начала наступление на Балканах, добившись здесь впечатляющих успехов. В это же время на основе Азовской флотилии была сформирована Черноморская эскадра, насчитывавшая в своем составе до 15 крупных кораблей и столько же малых судов. Она базировалась в районе Керчи, успешно выполняя задачи у юго-восточного побережья Крыма.
По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 г. Турция уступила России Кубань, крепости Кинбурн и Еникале, Керчь, побережье между Бугом и Днепром, подтвердила российские права на Азов и Таганрог. Крымское ханство объявлялось независимым от Османской империи, а русский флот получал свободу плавания через проливы Босфор и Дарданеллы. Однако проблемы России на Черном море до конца решены не были, поскольку в руках противника оставалась часть северного Причерноморья с крепостями Анапа и Очаков. Кроме того, турки не собирались сдавать свои позиции в Крыму, в чем их активно и беззастенчиво поддерживали европейские державы.
В 1782 г. османы предприняли попытку возвратить себе утраченные земли и высадить десант в Крыму. Решительные действия русских войск этому воспрепятствовали, противник был отброшен за реку Кубань. На фоне этих событий было принято окончательное решение о присоединении к Российской империи Тамани, Кубани и Крыма. 8 (19) апреля 1783 г. императрица Екатерина II подписала манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу», о чем были уведомлены, к их глубокому неудовольствию, прочие страны.
Еще в 1778 г. на верфи русского города Херсона, основанного в 30 км от устья Днепра, началось строительство военных кораблей. Здесь в сентябре 1783 г. был спущен на воду первый 66-пушечный линейный корабль «Слава Екатерины».
Поиски удобных мест для базирования главных сил флота велись еще до официального включения Крыма в состав Российской империи. Самым удобным оказалась Ахтиарская (Севастопольская) бухта, на которую в 1778 г. обратил внимание командовавший в то время войсками в Крыму А.В. Суворов. Позже акваторию и берега обследовала «описная партия» под руководством штурмана прапорщичьего ранга Батурина и было принято окончательное решение о базировании в бухте военных кораблей. Этому важному событию предшествовало назначение «для командования заводимым флотом на Черном и Азовском морях» вице-адмирала Ф.А. Клокачева, героя Чесменского сражения. Он стал первым командиром Черноморского флота.
17 ноября 1782 г. в бухту вошли русские фрегаты «Храбрый» и «Осторожный» под общим командованием капитана 1-го ранга И.М. Одинцова. На берегу корабельные команды построили казарму и остались на зимовку. Позднее, в июне 1783 г., здесь был основан город Севастополь (Величественный город), ставший главной базой флота на юге России. 2 (13 мая) 1783 г. в Ахтиарскую бухту вошли 11 кораблей Азовской флотилии под флагом вице-адмирала Ф.А. Клокачева, затем еще 17 из состава Днепровской флотилии. С этой исторической даты ведет свое начало Черноморский флот, который за столетия существования, идя от победы к победе, укреплял боевую мощь, самоотверженно защищая интересы Отечества. Эту важнейшую задачу Черноморский флот успешно решает и поныне, эффективно ведя борьбу с врагами России.
Многочисленные документы, бережно хранящиеся в отечественных архивах, свидетельствуют о подвигах моряков-черноморцев. В эту славную плеяду вошли талантливые флотоводцы и военачальники, имена которых известны всей России: Ф.Ф. Ушаков, М.П. Лазарев, П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, В.И. Истомин, С.О. Макаров, Г.И. Бутаков и многие другие достойные наши соотечественники.
Автор: С.В. Чернявский, к.и.н., Российский государственный исторический архив (РГИА).
Источник: https://vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_4936
Участники событий и другие указанные лица: