После образования Польской Республики в 1918 г. ее политические и военные круги строили далеко идущие планы по ослаблению Советской России путем искусственного раздувания национализма и сепаратизма среди народов, проживавших на территории первого в мире социалистического государства. «Расчленение России лежит в основе польских государственных интересов на Востоке» – так сформулировал стратегические цели Польши генерал Ю. Стахевич, ближайший сподвижник и единомышленник польского диктатора Ю. Пилсудского.
Именно с Пилсудским и его сторонниками тесно связана реализация доктрины «прометеизма», заключавшейся в ослаблении Советского Союза и его последующем раздроблении на конгломерат независимых государств по этническому принципу. Свое название эта доктрина получила в честь Прометея – одного из титанов древнегреческой мифологии, защитника людей и борца за свободу, прикованного богами к скалам и обреченного на вечные страдания.
В рамках реализации планов по развалу СССР основное внимание польские власти уделяли различным эмигрантским организациям, которые разделяли идеи национал-сепаратизма, антисоветизма и русофобии. «Прометейская» работа финансировалась из специального фонда «N», куда поступали дотации МИД и МВД Польши, а также структур военной разведки и контрразведки Главного штаба Войска Польского (ГШ ВП). Конкретно все «прометейские» акции курировало специальное подразделение 2-го отдела ГШ ВП – экспозитура № 2, которую долгое время возглавлял майор Э. Харашкевич.
Особенно бурную деятельность по «прометейской» линии польская разведка при поддержке МИД и МВД Польши развернула после майского переворота 1926 г., когда к власти вновь пришел Ю. Пилсудский и его сторонники. В период с1926 по 1933 гг. «прометеизм» был выведен на уровень государственной политики.
В 1928 г. в Варшаве был создан клуб «Прометей», в состав которого вошли представители украинской, грузинской, азербайджанской, кавказско-горской, казацкой, идель-уральской, карело-финской и татарской эмигрантских групп. Клуб рассматривался польскими спецслужбами как руководящий идеологический центр, откуда высылались директивы и инструкции эмигрантским организациям, существовавшим во Франции, Турции, Финляндии и в других странах. Для выработки идеологических основ «прометеизма» в Варшаве был открыт Восточный институт; при нем ежеквартально издавался журнал «Восток», который под маской наукообразия занимался антисоветской пропагандой.
Кроме того, с сентября 1926 г. в Париже на французском языке выходил ежемесячник «Прометей», издателем и владельцем которого являлся Комитет независимости Кавказа (КНК), объединявший эмигрантов из Грузии, Азербайджана и регионов Северного Кавказа. Первым редактором издания был Г. Гвазава – грузинский политик националистического толка. Редакция журнала также занималась организацией вечеров и семинаров на политические, экономические, исторические и другие специальные темы. Вся работа ежемесячника «Прометей», призванная влиять на европейское общественное мнение, делая его враждебным по отношению к СССР, руководилась, направлялась и финансировалась экспозитурой № 2 2-го отдела ГШ ВП. Антисоветской пропагандой в Западной Европе активно занималось также информационное агентство «Офинор», которое было создано в 1927 г. при участии идеологов «прометеизма» и, по сути, дублировало информацию польского телеграфного агентства «Экспресс». Основной задачей «Офинора» являлась инспирация антисоветских выступлений западноевропейской прессы через соответствующее освещение событий в СССР.
В ходе реализации доктрины «прометеизма» польская разведка не ограничивалась пропагандистской работой, направленной на дискредитацию Советского Союза в глазах жителей Западной Европы. Большое внимание уделялось подготовке молодежных кадров, которые в будущем могли бы управлять независимыми государствами, образовавшимися на территории СССР после крушения советской власти. Важным стимулом для привлечения молодежи в «прометейское» движение являлась стипендия (основание для ее получения давала активная антисоветская деятельность). Официально деньги выплачивались Министерством вероисповеданий и народного образования Польши; при этом, однако, кандидатов на получение стипендии утверждала экспозитура № 2.
Особое значение в «прометейской» работе также придавалось подготовке офицеров-контрактников из числа национальной эмиграции для обеспечения эмигрантских организаций военными кадрами. Первыми такими военспецами стали выходцы из Грузии, которых в польской армии в разное время насчитывалось от 35 до 80 человек. В 1927 г. на военную службу по контракту были приняты украинцы (петлюровцы) численностью более 30 человек. Вопрос о возможности прохождения службы в Войске Польском того или иного офицера из числа эмигрантов, как правило, решался в той же экспозитуре № 2.
Осуществляя разведывательно-подрывную деятельность на территории Советского Союза, польские спецслужбы прилагали немало усилий для выявления и поддержки оппозиционных сил в СССР, через свою «прометейскую» агентуру инспирировали антисоветские восстания на Кавказе, оказывали содействие басмаческому движению в Средней Азии. Нередко для пересечения советско-польской или советско-румынской границы эмиссары экспозитуры № 2 использовали документы и каналы связи компартий Польши, Литвы, Западной Украины и Западной Белоруссии. Попав на территорию СССР, агенты устанавливали нужные польской разведке контакты и выполняли ее задания по проведению акций саботажа, диверсий, а также по расширению рядов своих сторонников.
Вместе с тем дальнейший ход событий показал, что, несмотря на усилия по сплочению «прометейцев» под своей эгидой, польской разведке все же не удалось сохранить за собой полное руководство движением. После прихода Гитлера к власти в Германии среди деятелей антисоветской эмиграции преобладающим стало стремление к установлению контактов с нацистами. Со временем большая часть «прометейских» вождей начала оказывать услуги германским спецслужбам, тем самым превратившись в их агентуру. В итоге к концу 1930-х гг., когда почти все лидеры «прометейской» эмиграции стали сотрудничать с немцами, реализация доктрины «прометеизма» была фактически перехвачена у Польши гитлеровской Германией.
Автор: В.А. Арцыбашев, к.и.н., Российский государственный военный архив (РГВА).
Источник: https://vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_4915