Будущая великая императрица родилась в померанском городе Штеттине (ныне польский Щецин) 21 апреля (2 мая) 1729 г. Отец Софии Фредерики Августы (так назвали девочку), Христиан Август, происходил из ангальт-цербстской династии владетельных родов Северной Германии, состоял на службе при прусском дворе в должности полкового командира, позже занимал пост коменданта, а затем и губернатора Штеттина. Карьеру он закончил в звании прусского фельдмаршала. Мать, Иоганна Елизавета – также особа знатная – принадлежала к голштейн-готторпскому семейству.
Дальнейшая жизнь энергичной и умной принцессы из европейского захолустья оказалась отчасти похожа на историю Золушки, с той лишь разницей, что стала она не женой заштатного короля, а самодержавной правительницей огромной, могущественной и богатой мировой державы.
Традиционно небогатые немецкие принцы и принцессы с младых лет лелеяли надежды однажды примерить на свою голову чужеземную корону. И некоторым это удавалось. Не стал исключением и русский императорский двор, со времен Петра I роднившийся с германскими владетельными домами. Так двоюродный дядя будущей русской императрицы герцог Карл Фридрих был женат на старшей дочери Петра I Анне, родившей в 1728 г. сына Карла Петра Ульриха, ставшего позже мужем Екатерины и государем Петром III. Он же приходился родным племянником Елизавете Петровне, определившей его наследником российского престола и подобравшей ему в жены ангальд-цербстскую принцессу. Елизавета полагала, что представительница не особо знатного происхождения будет оказывать надлежащее почтение как ей самой, так и своему царственному мужу, приходившемуся собственной жене троюродным братом. Надежды императрицы оправдались лишь отчасти…
В январе 1744 г. немецкая принцесса, полная честолюбивых мечтаний, вместе с матерью отправилась в далекий и таинственный Петербург. По воспоминаниям Екатерины II в ту пору русская корона ей нравилась больше, чем собственный жених. И не мудрено. Когда-то некий брауншвейгский каноник предрек матери девочки, что видит на голове ее дочери три короны. Она вопреки пророчеству получила лишь одну, но такую, которая стоила десятка прочих, в том числе и германских.
По прибытии в Россию, невесту наследника престола крестили в православную веру под именем Екатерины Алексеевны, в честь матери Елизаветы, государыни Екатерины I. Летом 1744 г. молодую чету обручили, а в августе следующего года состоялось венчание и свадебные торжества, длившиеся 10 дней.
Положение Екатерины при дворе было незавидным, да и личная жизнь с будущим императором не складывалась. Как она писала позже, в те нелегкие годы силы придавала лишь уверенность в том, что «…рано или поздно я добьюсь своего, сделаюсь самодержавной русской императрицей». Над подобными планами юной особы можно было бы иронизировать, но будущее показало, что воплощение в жизнь этих честолюбивых помыслов принесло нашему Отечеству исключительную пользу.
В декабре 1761 г. скончалась Елизавета Петровна, и на российский трон взошел император Петр III. Его непродолжительное царствование ознаменовалось бурным законотворчеством и принятием многих непопулярных решений. Заветной мечтой нового государя стала совместная с Пруссией война против Дании за шлезвиг-гольштинские земли. Не углубляясь в содеянное монархом можно сказать, что он сделал все для того, чтобы лишиться короны. А «вишенкой на торте» стало заключение мира с Пруссией, пустившее под откос результаты всех побед России в Семилетней войне. Этот договор стал, по мнению большинства современников, национальным позором и унижением. В июне 1762 г. произошел государственный переворот. Самодержец был отправлен под конвоем гвардейских офицеров в Ропшу, где через несколько дней при невыясненных до конца обстоятельствах скончался. На российском престоле воцарилась супруга низложенного императора Екатерина II, объяснившая народу в Манифесте от 6 июля 1762 г. причину захвата власти и обрисовавшая перспективы развития государства.
Поскольку в течение ряда лет восшествие на российский престол стало для Екатерины самоцелью, она заранее сформировала определенную линию реформирования государства, которой более-менее следовала на протяжении своего царствования.
Во внутренней политике императрица руководствовалась идеями западного просвещения, полагая, что государство должно быть основано на принципах справедливости для всех его граждан и соблюдении ими, в том числе и монархом, установленных законов. При этом единственной пригодной для России формой правления Екатерина II считала самодержавную монархию. Однако она не предпринимала попыток неукоснительно переносить на российскую почву все, что приходило с запада, полагая полезным учитывать русскую специфику, традиции и обычаи.
Своих соратников, как и ее кумир государь-реформатор Петр I, императрица оценивала по усердию и способностям, которые те проявляли на государственной службе. Пример этому памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге, где у пьедестала расположены девять фигур выдающихся деятелей екатерининской эпохи. И это лишь некоторые из многих, кто верой и правдой послужил Отечеству в ту эпоху.
Внешняя политика во времена Екатерины II носила весьма активный характер. В результате победоносных войн со Швецией и Османской империей, а также по итогам разделов Польши, в которых были заинтересованы в первую очередь европейские державы, империя приобрела обширные территории в Причерноморье, присоединила Крым, раздвинула свои границы на западе и получила протекторат над Восточной Грузией. При этом международные позиции настолько упрочились, что Россия начала выступать посредницей в разрешении конфликтов между различными государствами.
Императрица была человеком весьма просвещенным и потому внесла весомый вклад в развитие науки и культуры. Екатерина прочла за свою жизнь огромное количество книг и сама стала автором большого числа сочинений. Государыня основала в столице Публичную библиотеку и Смольный институт, положила начало созданию коллекции Эрмитажа. При ее участии в России появились воспитательные дома для детей сирот, была проведена школьная реформа. В царствование Екатерины II широко развернулось градостроительство, получили развитие театральное и изобразительное искусства, литература и журналистика.
В целом царствование Екатерины II, несмотря на присущие ему противоречия, стало, по мнению многих историков и современников, «золотым веком» русской истории. Екатерине II установлены многочисленные памятники, о ней создано множество драматических, документальных и художественных произведений. Память об императрице отложилась в огромном количестве документов, отражающих ее яркую жизнь и неутомимую деятельность на пользу России, бережно хранящихся в архивных фондах нашей страны.
Текст: С.В. Чернявский, к.и.н. Российский государственный исторический архив (РГИА).
Источник: https://vk.com/rusarchives
Участники событий и другие указанные лица: