В 1944 году в Нью-Йорке вышла книга уроженца Гродненской губернии юриста Рафаэля Лемкина «Правление государств «оси» в оккупированной Европе», в которой впервые в юриспруденции был использован термин «геноцид», который сам Лемкин и придумал, соединив греческое слово «genos» - «род», «племя», с латинским «caedo» - «убивать».
Геноцид ученый определял как «скоординированный план различных действий, направленных на ликвидацию фундаментальных основ национальных групп, с целью уничтожения таких групп». Книга развивала его идеи, впервые высказанные в докладе к Мадридской конференции 1933 года и позже закрепленные в апрельской 1945 года статье «Геноцид – современное преступление» в нью-йоркском журнале «Свободный мир», где Лемкин указал, что преступления такого типа не только ущемляют права человека и ставят под угрозу существование определенной группы, но и подрывают общественный порядок и угрожают прогрессу человечества, потому что приводят к потерям для всей человеческой цивилизации. Преступлениями признавались как убийство членов или причинение серьезных телесных повреждений членам такой группы, так и предумышленное создание таких жизненных условий, которые рассчитаны на ее полное или частичное физическое уничтожение.
О том, что преступников можно будет привлекать к суду за пределами стран, где совершено преступление, Лемкин задумался в 1921 году, когда был назначен адвокатом на процесс по делу об убийстве одного из руководителей Турции Талаат-паши, застреленного в Берлине членом армянской партии «Дашнакцутюн» Согомоном Тейлиряном. Талаат-паша был одним из идейных организаторов массового истребления армян в 1915 году. В тех событиях турки на глазах Согомона Тейлиряна убили его мать и брата, изнасиловали и убили сестер. Сам Талаат-паша не мог в немецком суде считаться организатором преступлений, если таковым он не считался в Турции. Лемкин решил, что необходимо добиться, чтобы в международном праве было зафиксировано преступление, под определение которого попадали бы действия, совершенные властями какой-либо страны в отношении какой-либо группы по национальному, этническому, расовому или религиозному признаку - тогда преступников можно будет привлекать к суду за пределами стран, где совершено преступление.
Впервые в юридической практике термин «геноцид» был использован на Нюрнбергском процессе. В декабре 1946 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой подтвердила, что геноцид является преступлением. 9 декабря 1948 года на 260-й Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций была принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, вступившая в силу с 12 января 1951 года. Она устанавливает международный правовой статус понятия «геноцид» как тягчайшего преступления против человечества. К сентябрю 2011 года Конвенцию ратифицировало 141 государство мира. В 1968 году под эгидой ООН была принята Конвенция о неприменимости срока давности в отношении военных преступлений и преступлений против человечества, апартеида и геноцида.
С 1996 года согласно статье 357 Уголовного Кодекса Российской Федерации геноцид является уголовным преступлением. 22 марта 2023 года Государственной Думой Российской Федерации было принято заявление «О геноциде народов Советского Союза Германией и ее пособниками в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в котором было отмечено, что принципиально важно «дать судебно-правовую оценку военных преступлений и преступлений против человечности, совершенных в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 годов властями и вооруженными силами, включая войска СС, Германии и ее союзников – Италии, Венгрии, Румынии, Словакии, Финляндии, Хорватии и их пособниками – вооруженными подразделениями, сформированными на территориях Бельгии, Испании, Нидерландов, Норвегии и других государств, добровольцами из Австрии, Дании, Латвии, Польши, Франции, Чехии и Эстонии, а также предателями из числа жителей оккупированных территорий, присягнувших на верность гитлеровскому режиму».