Председатель Комиссии Парламентского Собрания по молодежной политике, спорту и туризму принял участие в видеомосте Москва – Минск, посвященном совместной деятельности Беларуси и России по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
- Что необходимо сделать для усиления заинтересованности наших граждан к исторической правде, чтобы взаимодействие в рамках Союзного государства продолжало давать свои плоды? И каким образом ваша комиссия будет усиливать внимание к данным вопросам?
- В первую очередь, нам необходимо в этом году сформировать перечень мероприятий, чтобы от обсуждений перейти к конкретике. Это перечень тех объектов, которые будут в этом году восстановлены либо реконструированы. Во-вторых, надо принять изменения в бюджет Союзного государства, чтобы эти мероприятия были профинансированы. Это мы говорим о конкретике.
Если говорить об общих вопросах, то назрела необходимость создания единого учебника истории в рамках Союзного государства. Чтобы наши коллеги, которые профессионально занимаются историей, говорили на одном языке, и для того, чтобы наши люди, которые проходят обучение в школах, в средних и высших учебных заведениях, также говорили на одном языке, на одних событиях делали акценты.
В вопросе с донесением до молодого поколения исторической правды мы очень рассчитываем на Молодежную палату при Парламентском Собрании, которая сейчас этим занимается. Новые формы работы, использование социальных сетей дают возможность достучаться до большого количества людей с минимальными затратами. Тем более что идет прямой диалог.
- В России и Беларуси ведется большая поисковая работа. Как новые российские регионы будут интегрированы в нее?
- В этих регионах, в первую очередь, восстанавливается историческая правда. Всем улицам возвращаются названия, которые были до 2014-го года. Это тоже очень важный момент. Указы действуют во всех четырех регионах. Понятно, что все программы образовательные ведутся уже по российским стандартам. И нет никаких исключений.
История идет по спирали. Вот только два случая. Подразделение железнодорожников восстанавливало взорванный мост в одном из новых регионов. Так вот, в 1943-м году их же подразделение, чьим правопреемником они являются, выполняло на этом же месте точно такую же работу. Второй момент: другое подразделение формировало линию обороны в Херсонской области. И бойцы, готовя пулеметные гнезда, откопали пулеметный расчет времен Великой Отечественной войны. Нашли медаль у одного из солдат, сейчас по архивам пытаются установить его родственников. Я думаю, это удастся сделать. Так что у поисковиков на новых территориях очень большой пласт работ. Это наша общая задача: война не закончена, пока не захоронен последний солдат.
- В странах Прибалтики, в частности, в Эстонии и Латвии, есть факты демонтажа и сноса памятников, посвященных Великой Отечественной войне. Как на это реагировать и как этому противостоять?
- Да, к сожалению, такие факты есть. И этим занимаются не только страны Прибалтики, но и Польша и другие государства. Мы прекрасно видим, что этому способствует западная политика двойных стандартов, которая закрывает глаза на такие вещи. Мы знаем ряд прецедентов, когда граждане Беларуси, кажется, в Брестской области, создают альтернативный мемориал. Они забирают варварски разрушенные памятники красноармейцам из Польши и перевозят к себе.
Наши соседи нарушают все возможные договоренности и обязательства. Русофобские правительства этих государств считают нас врагами, забывая, что когда-то Красная Армия освободила их от фашизма. Они зарабатывают на создании образа врага из России и Беларуси. То, что они делают с памятниками, – это преступление. Мы должны говорить об этом, в том числе и на международных площадках, но они, увы, превратились в политизированные структуры, где нас не слышат.
Эта часть той гибридной войны, которая развернута против нашей страны. Наша задача, по возможности, такие памятники вывозить и сохранять для следующих поколений.