Список товаров, подлежащих обязательной маркировке, в России постоянно растет. Однако ни одна из этих программ не затрагивает главного экспортного товара и «крови экономики» – нефти и нефтепродуктов. Между тем, как показала, например, история с загрязнением сырья в системе «Дружба» хлорорганическими соединениями, необходимость подобной маркировки давно назрела.
Весь мир давно озабочен проблемой воровства и фальсификации нефти и нефтепродуктов. Для криминала это очень доходный и малорискованный бизнес. Страдает природа, загрязненная выбросами некачественного топлива. Страдают потребители, у которых ломаются двигатели от бодяжного бензина и дизеля. Страдают государства, недополучающие нефтяные доходы и сборы.
Наживаются только воры и мошенники. По оценкам Ernst & Young, ежегодный объем незаконной торговли топливом составляет $133 млрд в год, и эта цифра продолжает расти. По другим оценкам, эта величина превышает $150 млрд в год. Объем «черного рынка нефти и нефтепродуктов в России можно оценить лишь приблизительно – данные в открытых источниках отсутствуют. Экономисты Василий Симчера и Михаил Абрамов в 2019 году подсчитали, что российский бюджет недополучил нефтяных доходов на 8,5 трлн рублей.
В мире уже боле двух десятков лет разрабатываются различные технологии маркировки нефти и нефтепродуктов. В России же до сих пор действует ГОСТ 1510-84, утвержденный 1984 году, определяющий порядок маркировки нефти. Вот пункт 1.1. этого ГОСТа: «На потребительскую тару наклеивают бумажную этикетку либо делают надпись, содержащую: наименование нефтепродукта, его марку; обозначение стандарта; товарный знак предприятия-изготовителя…».
Понятно, что такой стандарт открывает неограниченный простор для криминала на рынке нефти.
Два года назад загрязненная нефть через пункт приема в Самарской области попала в нефтепровод «Дружба». Пострадали НПЗ Белоруссии, Польши, Украины, Германии и балтийских стран. ПАО «Транснефть» выплатила компенсации ущерба на 6,068 млрд рублей. В марте этого года компания объявила два конкурса на изучение технологии маркировки нефти и нефтепродуктов с использованием органических и неорганических маркеров. С конца мая 2021 года по конец января 2022 года должны быть проведены исследования влияния маркера на качество нефти и нефтепродуктов, на процессы транспортировки и нефтепереработки.
Рассмотрим некоторые применяющиеся сегодня в мире технологии маркировки нефти и нефтепродуктов и опыты российских исследователей.
Увидеть все.
Одной из распространенных технологий маркировки топлива является рентгеновская флуоресценция (XRF). При прохождении через детектор излучение вызывает возбуждение в определенных молекулах топлива и генерирует вторичное излучение, указывающие на происхождение горючего. Рентгенофлуоресцентные детекторы настолько эффективны, что позволяют также определять уровни серы в топливе, в дополнение к контролю наличия металлов износа в смазочных материалах для предотвращения износа двигателей.
Метод газовой хроматографии используется уже более 20 лет. Он заключается в анализе газов, выделяемых топливом при его нагревании: таким образом можно определить, например, такие добавки как бром, хлор или фтор, которые вводятся в бензин и не должны содержаться в исходном составе топлива.
Весьма распространенными маркерами являются красители, представляющие собой молекулы, которые впрыскиваются в бензин. При внесении других растворителей они вызывают химическую реакцию, приводящую к изменению окраски топлива; по хорошо известным цветовым характеристикам можно узнать, было ли топливо разбавлено другими веществами, в том числе сомнительного происхождения.
Появилась в 2000-е годы и технология ДНК-маркеров, представляющие собой уникальные комбинации нуклеотидов с внедренными флуорофорами, которые невозможно копировать или дублировать. Современные технологии позволяют разработать индивидуальную композицию маркера для клиента с учетом особенностей продукции. По своему усмотрению производитель может хранить информацию о маркированном продукте в международном банке данных, что, в свою очередь, позволит определить место и дату производства партии нефтепродукта, принадлежность к определенному производителю, пункт назначения и другие данные.