Это основное направление работы общества Януша Корчака, действующего на базе кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и образования КФУ.
Одно из самых крупных в России представительств общества Януша Корчака – врача, педагога-гуманиста, писателя – существует на базе кафедры общей и социальной педагогики КФУ с 1993 года.
Представители данного общества принимают участие во многих социальных проектах: помогают работе детских домов и интернатов, участвуют в организации детских летних лагерей для детей-сирот и так далее.
«Если говорить о Януше Корчаке, чьим именем названо общество, то это человек с большой буквы, - рассказала создатель корчаковского движения Татарстана, заведующая кафедрой общей и социальной педагогики КФУ Роза Валеева. - В 1942 году он, будучи директором детского дома в Польше, вместе с двумястами своими учениками и воспитателями был расстрелян фашистами – не захотел бросить своих воспитанников и погиб вместе с ними. Но не только этим подвигом Януш Корчак известен всему миру: он является создателем уникальной гуманистической воспитательной системы, которая используется педагогами во многих странах до сих пор. В течение тридцати с лишним лет, до своей трагической смерти, Корчак являлся руководителем двух детских домов в Варшаве, написал несколько книг по педагогике, самой известной из которых, безусловно, является книга «Как любить ребёнка».
Если говорить о работе общества, действующего на базе КФУ, то в ней задействованы не только именитые ученые, но и студенты. Молодёжное направление корчаковского общества - «Солнце детям» - в качестве волонтёров выезжает в детские дома Лаишевского района Татарстана и занимается с детьми по различным педагогическим программам. В рамках волонтёрской работы студенты организуют смены в летних лагерях и на время становятся вожатыми для многих детей, которые зачастую лишены нормального человеческого общения.
«Я думаю, что эта работа важнее, в первую очередь, для самих волонтёров. Работая с детьми из неблагополучных семей, с детьми-сиротами, с трудными подростками, наши студенты не только на практике познают азы своей будущей профессии, отрабатывают свои научные проекты, но и становятся человечнее и чище душой, что тоже очень важно сейчас. Социальный педагог и психолог просто не может быть черствым и глухим к жизненным трудностям других людей», - прокомментировала Роза Валеева.
Однако важно отметить, что волонтерская деятельность – не единственное направление работы общества: здесь реализуются интересные научные проекты, создаются методические разработки. И кстати, проекты общества регулярно выигрывают гранты. Так, в рамках проекта по социальной адаптации детей-сирот в Набережных Челнах членами корчаковского общества был проведён недельный тренинг: в одном из детских домов с детьми проводились занятия, где им давали различные задания по разработанной психолого-педагогической программе.
Кроме того, Институт психологии и образования КФУ в рамках деятельности Корчаковского общества проводит ежегодные конференции международного уровня по вопросам педагогики и психологии воспитания детей, социальной педагогики гуманистического направления.
И поскольку в этом году Институт психологии и образования КФУ активно включился в формирование новой педагогической модели (САЕ «Учитель 21 века»), научные разработки в рамках Корчаковского движения могут послужить хорошей базой для развития обоих проектных направлений.
Набережные Челны Республики Татарстан является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.