Интерес архитекторов и градостроителей к освоению бывших промышленных зон в странах Европы и в Америке возник уже давно – более 30 лет назад. Одним из наиболее эффективных способов оживления пришедших в упадок индустриальных зданий, сооружений и территорий является ревитализация. Этот термин в дословном переводе означающее «возвращение жизни» (от латинского re…– возобновление и vita — жизнь).
Ревитализация, в отличие от реконструкции, использует наиболее щадящую форму преобразования промышленных объектов с изменением их функционального назначения. Реновация дает возможность максимально использовать рекреационный потенциал заброшенных промышленных территорий. Чтобы проще было понять, что такое ревитализация, можно привести несколько европейских примеров обновления промышленных территорий.
Один из наиболее интересных примеров ревитализации в Восточной Европе – бывшая мануфактурная фабрика Manufactura известного лодзинского фабриканта Израиля Познаньского, расположенная в г. Лодзь (Польша). В середине XIX века Израиль получил от отца (крупного лодзинского текстильного купца) наследство и приумножил его. После чего Израиль основал в Польше фабрику хлопчатобумажных изделий, на которой работало около 10 тыс. работников. О размерах фабрики можно судить по историческим данным, согласно которым в конце XIX века фабрика занимала площадь в 30 гектаров.
После проведенной ревитализации Manufactura стала крупнейшим торгово-развлекательным центром не только в Польше, но и во всей Центральной Европе.
Благодаря хорошей маркетинговой составляющей, Manufactura считается одним из самых успешных проектов по восстановлению производственных объектов. Комплекс общей площадью 110 000 м², включающий 300 концептуальных помещений, стал главной культурной достопримечательностью небольшого города Лодзь.
Ядром Manufactura является рекреационно-развлекательный центр, в его состав которого входят: кинотеатр с 15 залами (включая 3D-зал), роллердром, скейт-парк, стена для скалолазания, боулинг, аренa лазерных игр и другие интересные культурно-развлекательные объекты. На территории фабрики можно посетить несколько музеев (Музей города Лодзь, Музей фабрики и Музей современного искусства "MS2"), а также театр. Благодаря проведенной ревитализации и правильного позиционирования бывшего промышленного комплекса, город Лодзь стал одним из самых популярных туристических центров Польши.
Не менее известный, но коммерчески менее успешный проект, расположен в Великобритании на территории промышленного комплекса в городе Шеффилд графства Южный Йоркшир. Там был создан так называемый Шеффилдский Квартал культурных индустрий (Cultural Industries Quarter), где располагаются около творческих 300 компаний, чья специализация связана с кино, музыкой, телевидением, дизайном и информационными технологиями.
Впервые заброшенный промышленный район был назван Кварталом культурных индустрий в 1986 году. На площади в 30 гектар располагался машиностроительный завод, несколько устаревших сталелитейных завода и послевоенные развалины. В помещениях заброшенного металлургического завода обосновалось Общество художников Йоркширского Арт-пространства.
Сейчас Квартал культурных индустрий включает Аудио-визуальный Центр предпринимательства, ночной клуб Leadmrll, Студии Управления, Научный парк Sheffild, галерея Site Photography и комплекс кинозалов. Cultural Industries Quarter, несмотря на его популярность, до настоящего времени все еще получает финансирование из муниципального бюджета.
В последние годы и Россия, переживающая период деиндустриализации крупных городов, сталкивается с серьезной проблемой перепрофилирования промышленных зон и объектов. Старые производства в промышленных городах закрываются по экономическим причинам или выводятся за пределы города из-за нарушения экологических норм. Часть из них приходит в упадок, при этом негативно влияя на внешний облик города. Из-за большого количества требуемых капиталовложений частные владельцы или муниципальные власти не могут заняться их редевелопментом производственных объектов.
С другой стороны, часть объектов является памятниками промышленной архитектуры, охраняемыми КГИОП. Сносить эти промышленные объекты и строить на их месте многоэтажные офисные центры или элитные комплексы запрещено. В итоге инвестиции заморожены, а объекты разрушаются, принося владельцам убытки, а городу – дополнительные проблемы.
Международная практика показала, что именно ревитализация позволяет найти новые, более эффективные и рентабельные способы монетизации бывших промышленных сооружений. В отличие от редевелопмента, предполагающего широкомасштабные изменения объекта и, как следствие, требующего значительных капиталовложений, ревитализация требует существенно меньших инвестиций. Отсутствие капитальных работ позволяет заметно сократить период от начала работ по ревитализации до запуска объекта с обновленной концепцией в эксплуатацию.
В итоге ревитализация обеспечивает решение таких задач собственников, как оптимизация расходов на редевелопмент, сокращение сроков ввода в эксплуатацию, повышение рентабельности объекта за счет создания вокруг объекта уникальной экосистемы. С другой стороны ревитализация позволяет решить социокультурные задачи, благоустроить территорию, сохранить памятники промышленной архитектуры, снизить нагрузку на окружающую среду и изменить в лучшую сторону облик города.
В качестве успешного российского примера ревитализации можно привести московский Дизайн-завод «Флакон». Когда-то предприятие, построенное в первой половине 20 века, называлось завод «Хрустальный имени Калинина». Во время перестройки завод был преобразован в предприятие «Флакон-Москва-Париж», где выпускались флаконы для духов. В 2007 году помещения полуразрушенного завода перешли под управление группы компаний «Realogic», руководителем которой является российский предприниматель Николай Матушевский
В 2009 году было принято решение о ревитализации объекта под брендом Дизайн-завод «Флакон». Новые владельцы привели в порядок наиболее пострадавшие за годы перестройки помещения завода - было вывезено устаревшее производственное оборудование, проведена очистка бывших цехов и остановленной с нарушением технологии стекловаренной печи, в которой застыло 40 тонн стекла. Для улучшения экологического состояния была произведена очистка территории от вредных веществ и озеленение внутренней территории, полностью были остановлены вредные выбросы в атмосферу города. Была создана новая инфраструктура, облагорожена территория, разработана стратегия развития и главное – создан бренд Дизайн-завод «Флакон».
В октябре 2009 года Дизайн-завод «Флакон» совместно с Британским Советом провел игру по развитию инфраструктуры Бутырского района Москвы и самого Дизайн-завода «Флакон» как его творческого и культурного центра. Мероприятие проходило в рамках сессии «Промзона 2.0: новая жизнь индустриального прошлого». Некоторые интересные идеи, выработанные совместно экспертами и участниками игры, нашли свое воплощение при реализации проекта.
Реконструированные заводские пространства в настоящее время стали популярным местом для работы и отдыха творческой молодежи. Здесь расположены шоу-румы, офисные помещения креативных компаний в сфере дизайна, моды и архитектуры, пространства для творческих мастерских. Летом здесь функционирует открытый бассейн, зимой - каток и сноубордическая рампа. Также на «Флаконе» располагаются две большие Loft-площадки для поведения социокультурных и развлекательных мероприятий - Flacon Space площадью и Flacon Loft.
Осенью 2011 года на «Флаконе» открыли коворкинговую зону для представителей творческих профессий. Двухуровневый рабочий зал площадью 300 квадратных метров с возможностью организации рабочих групп до 6-ти человек не только предоставляет возможность работать арендаторам в удобном офисе, но и принимать участие в интересных и перспективных проектах, знакомиться с единомышленниками и составлять с ними профессиональную команду.
На ревитализованной территории был создан современный креативный кластер, который почти за четыре года своего существования стал одним из популярных культурных мест города Москва. В 2011 году журнал Forbes признал Дизайн-завод «Флакон» одним из проектов, изменивших облик Москвы к лучшему.
Все перечисленные выше примеры реновации промышленных территорий наглядно иллюстрируют, что ревитализация – эффективный способ вдохнуть вторую жизнь пришедшим в упадок предприятиям, не нарушив при этом исторический облик города.